Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях

12 года 1 день назад 12 года 1 день назад от Виталий Выживальщик.
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #1
Ночлег в лесу. Как не замерзнуть…

Представьте ситуацию экстремального выживания в условиях холодной погоды, когда ваша одежда не способна защитить тело, а соответствующего снаряжения нет вообще либо оно сильно ограничено и малоэффективно. Обессилившему человеку с угрозой наступления гипотермии необходимо поспать, но вы знаете, что никогда не проснётесь, если потеряете сознание.

Я расскажу вам, как выжить в подобной ситуации. Есть способ, который может обеспечить комфортное, тёплое место для ночлега в лютую погоду, даже если ваша одежда не приспособлена к низким температурам, и вы не имеете практически никакого снаряжения или особых навыков выживания в дикой природе, кроме как возможности построить специальное место для ночлега и разжечь костёр. На самом деле, вам придётся не мало позаботиться, чтобы такая "кровать" была достаточно прохладной, чтобы спать в ней!

Специальная "кровать" для выживания, которая позволит в холодную погоду оставаться в тепле и может спасти вам жизнь - называется "огненная кровать (англ. firebed)" или "кровать на углях".

Прежде чем я начну объяснять как построить место для ночлега, мне хотелось бы подчеркнуть, что если вы находитесь не в реальной ситуации выживания, а лишь практикуетесь, постарайтесь уделить особое внимание вопросу сохранения окружающей среды с минимальным ущербом от ваших действий. Избегайте повреждения корней деревьев и растений, будьте осторожны с огнём в дикой местности. Проявите уважение к природе, и она обязательно позаботится о вас!

Требования для постройки "огненной кровати"

Поскольку создание "кровати на углях" требует немало времени и сил, важно сперва найти подходящее место. Вам необходимо искать различные особенности, которые облегчат изготовление "кровати", а также природные материалы необходимые для её строительства и создания дополнительного комфорта.

Предпочтительные районы:
Защищённые, насколько это возможно, от ветра, дождя и снега.
С почвой, которую вы можете прокопать на глубину около тридцати сантиметров и не столкнуться с крупными камнями, корнями деревьев, льдом или водой.
Места, богатые сухим топливом для поддержания огня. Твёрдые лиственные породы деревьев предпочтительные. Они дольше горят и создают более горячее пламя. Мягкие породы быстро прогорают и выделяют много искр.
Места с обилием подстилочного сухого материала (листья, сосновые иголки, трава, рогоз (кошачий хвост) и т.д.) для изоляции тела.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Защищённые от непогоды районы

Если есть возможность, то выбирайте место с естественным укрытием. Каменные выступы, нависающие толстые деревья и даже корни поваленных деревьев могут обеспечить хорошее убежище по сравнению с открытой местностью. Вам потребуется найти кусок ровной земли, который, по крайней мере, на полметра или метр длиннее вашего тела и достаточно широкий для комфортного ночлега.

Подходящая для рытья почва

Поскольку вы должны будете вырыть углубление в земле, правильный выбор почвы крайне важен. Отдавайте предпочтение местности, в которой:


Грунтовые воды не находятся близко к поверхности. Если вы добрались до воды - нужно копать в другом месте.
Почва легко обрабатывается подручными средствами.
Мало корней или больших камней, сильно затрудняющих работу.
В заснеженных районах ищите место, где вам не придётся копать слишком глубоко до земли.

Если у вас нет лопаты для рытья - не отчаивайтесь! Используйте свой набор столовых приборов, нож, крепкую палку или даже собственные руки.

Обычно, в холодном климате почва промерзает на значительную глубину. В зависимости от ситуации, вы можете найти мягкий грунт у подножия южных склонов, где лучи солнца достаточно прогревают землю. Или можно развести костёр, дабы растопить слой почвы перед рытьём.

Топливо для костра

Хорошая "кровать на углях", как и полагается из названия, требует слой горячих и долго тлеющих углей. По этой причине, лучшее топливо для постройки такой "кровати" - это твёрдые лиственные породы деревьев. По возможности устраивайте свой ночлег рядом с источником сухого топлива.

Можно использовать и мягкие породы, однако они не способны создавать высококачественные угли, больше характерные для деревьев твёрдых пород. Сухая трава и другие природные материалы не оставляют углей, но могут использоваться для розжига огня и обогрева земли.

Твёрдые породы деревьев: граб, эвкалипт, груша, вишня, яблоня, вяз, тик, гикори - североамериканский орешник, бук, дуб, береза, ясень, клён, орех.

Мягкие породы деревьев: липа, ель, пихта, осина, кедр, ольха, тсуга, сосна, каштан, ива.

Материал для изоляции

В случае, если на вас недостаточно тёплой одежды, а спальное снаряжение плохо приспособлено к условиям холодного климата или полностью отсутствует, вам понадобится хороший источник сухого, мягкого материала для теплоизоляции и обивки. Обычно, лесная подстилка является хорошим природным "одеялом", состоящим из листвы, вечнозелёных иголок и травы.

Даже в районах с глубоким снежным покровом, если усердно постараться, можно найти материал для изоляции. Осмотрите крупные валуны, где земля вокруг камня зачастую не покрыта снегом и там скапливаются сухие листья (кстати, хорошее место для обустройства ночлега). Проверяйте южные склоны и клочки вечнозелёного леса, который обычно менее заснежен.

Зимой влажные участки (болота, реки, озёра) могут обеспечить вас отличным материалом для теплоизоляции в форме рогоза (кошачий хвост) и камыша. До этих растений просто добраться, так как вся вода замерзает, а снег сдувается с гладкой ледяной поверхности.

Парусина или брезент, шерстяное одеяло, полиэтилен или другой подобный материал (непромокаемый и/или сохраняющий тепло) может здорово помочь.

Ситуация выживания

Представим, что ваш грузовик сломался в отдалённом горном районе и вам придётся ночевать в холодную погоду на улице, без специального снаряжения. Ваша одежда состоит из кроссовок, тонких хлопчатобумажных штанов, майки, хлопковой байки и кепки. Конечно, вы должны были использовать трёхслойную систему одежды, но ведь никто и предположить не мог, что грузовик когда-нибудь сломается - это главная ошибка в горах.

У вас также есть складная армейская лопатка, старое шерстяное одеяло и возможность развести огонь (огниво, спички, зажигалка, можно использовать аккумулятор машины или даже батарейку от сотового телефона).

Вы сможете сделать "огненную кровать" и без одеяла или лопаты, но вот без огня у вас не выйдет ничего. Поэтому крайне важно всегда иметь при себе аварийный комплект, в котором будут храниться водонепроницаемые спички или ещё лучше - огниво и магниевый брусок.

За работу

Как только вы определитесь с местом, начинайте копать траншею следующих размеров: ширина - около 30-50 см., длина - около 180 см., глубина - 30 см. Не раскидывайте землю как попало, а аккуратно складывайте в кучу. Позже нам понадобятся камни, поэтому отделяйте их от общего грунта.

После того, как траншея готова, выложите дно камнями размером с кулак, оставляя промежуток в 2-4 см. между ними. Камни, в принципе, не являются абсолютно необходимым условием, однако они помогут создать воздушную прослойку так, что костёр будет более жарким и получатся лучшие угли. Если во время рытья вы не обнаружили достаточного количества камней, то можете поискать их где-нибудь рядом, только не собирайте пористые или слоистые камни, а также те, которые находились в воде. При нагревании они могут взорваться!

Теперь можно разжечь костёр. В качестве трута я использовал сухие сосновые иглы и сосновую шишку. Когда костёр разгорится и появятся первые угли, раскидайте их по всей траншее так, чтобы охватить максимальную площадь. Наша цель - поддерживать равномерный огонь для образования углей и обогрева почвы по всему периметру траншеи. Добавляйте дрова по мере необходимости и разбрасывайте угли в течении 2-3 часов. Это время можно использоваться для приготовления пищи, кипячения воды, а также для просушки одежды или подстилочных материалов.

Затем присыпьте угли 10-сантиметровым слоем почвы и хорошенько утрамбуйте его. Убедитесь, что все угли хорошо присыпаны и пар или дым не прорывается сквозь слой грунта.

Всё, теперь остаётся только ждать. Должен пройти час или около того, прежде чем вы почувствуете приятное тепло нагретого грунта. Если это произойдёт раньше, то скорее всего нужно досыпать ещё 3-5 см. земли сверху, иначе ваша "кровать" может оказаться слишком горячей для комфортного ночлега.

Осталось приготовить "матрас". Ищите сухой мягкий материал и складывайте его в кучу. Когда угли достаточно нагреют поверхность траншеи, можете накрыть грунт равномерным слоем изоляционного материала. Толщина и количество изоляции зависит от конкретных условий и ваших возможностей. Рекомендуется использовать слой не менее 20-30 см. в толщину.

Несколько брёвен, уложенных параллельно сторонам траншеи, будут отражать тепло и дополнительно согревать вас. Кроме того, они послужат в качестве ветролома и не позволят вам сползти на холодную землю.

Результаты

Когда делалась эта кровать, температура окружающего воздуха была около -4 градусов по Цельсию. Спустя четыре часа, температура поверхности грунта над углями достигла 43 градусов, а земля в радиусе 30 см. от траншеи была слегка тёплой. Изменяя толщину подстилочного материала, можно регулировать температуру "огненной кровати".

Основная проблема при использовании подобного ночлега - это испарения. Дело в том, что грунт и/или материал, используемый для изоляции, как правило, содержит влагу. В итоге, тепло от углей превращает влагу в пар и получается нечто вроде сауны. По этой причине желательно использовать только самые сухие средства для изоляции тела. Если есть возможность, то ложитесь на водонепроницаемый материал (пластик, брезент, парусина, полиэтилен).

На следующее утро, четырнадцать часов спустя после постройки "кровати", температура воздуха опустилась до -8 градусов по Цельсию, а температура поверхности грунта всё ещё держалась на отметке около 32 градусов. Это отличный результат!

Такая техника создания комфортного тёплого места для ночлега позволит вам выжить в холодную погоду без снаряжения и специальной одежды. Удачи!

По материалам сайта Way of Power
Спасибо сказали Владимир, Сергей, Андрей Пархаев, DIE_SEL

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 11 мес. назад
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #2
Натуральные способы борьбы с комарами

✿ Сто граммов камфары, испаряемые над горелкой, избавят от мух и комаров даже очень большие помещения.

✿ В старину для отпугивания комаров и других насекомых-кровососов применяли отвар корней пырея – одного из самых распространенных сорняков.

✿ Можно использовать мелко нарезанные свежие листья и цветки черемухи или базилика.

✿ Отпугивает комаров и запах гвоздики, базилика, аниса и эвкалипта. Любое из масел этих растений можно использовать для защиты – достаточно смазать открытые участки кожи, или капнуть масло в одеколон (5-10 капель), а также на источник огня – в камин, костер, на свечку или разогретую сковороду. Смочите маслом этих растений ватку и положите на подоконник.

✿ Масло чайного дерева также может использоваться как реппелент, помогает он и от укусов.

✿ Посадите под окнами вашего загородного дома бузину или грядку томатов. Свежие ветки бузины приносите в комнаты, они отпугивают комаров точно так же, как и запах листьев томата.

✿ Если вы решили посидеть на природе, вскипятите самовар на сосновых или еловых шишках, или бросьте в костер слегка просушенную хвою можжевельника.

✿ Старое народное средство против комаров – персидская, далматская или кавказская ромашка (она же – пиретрум). Сушеные соцветия, стебли и листья этих видов ромашки, измельченные в порошок, поражают нервные клетки насекомых. Достаточно разложить по квартире или дому несколько букетиков ромашки, и вы будете избавленные от комаров на неделю.

✿ Запах кедрового масла отпугивает не только комаров, но также мух и тараканов.

✿ Ни одно насекомое не прикоснется к лицу, если умыться отваром из корней полыни. Приготовить отвар просто: горсть рубленых корней заливают полутора литрами воды, доводят до кипения и настаивают.
Спасибо сказали serg12, Vladimir, Владимир, Владимир, Сергей, Яков Михайлович Шевченко, Елена Валькова

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 11 мес. назад
Vladimir
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
Сообщений: 554
Репутация: 19
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #3
Добавлю про полынь, у меня бабка, в коровнике и в собачей будке, каждый год развешивала веники полыни, но есть ее не давала коровам, на мой вопрос зачем тогда развешивать, отвечала так: "Запах полыни отпугивает насекомых, особенно всяких клещей и блох помогает, это мне еще моя мать говорила".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 11 мес. назад
serg12
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK_MODERATOR
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK_MODERATOR
Сообщений: 3821
Репутация: 37
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #4
Статьи классные! Только напрягает довольная форма морды комара :) Про полынь - заваривают только корни? Она вроде вся пахучая. Причём пахнет приятно, но отрава.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 11 мес. назад
Владимир Качурин
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK_MODERATOR
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK_MODERATOR
Сообщений: 304
Репутация: 7
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #5
но судя по глазам камарилка в последний раз улыбается :evil:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 9 мес. назад 11 года 9 мес. назад от Виталий Выживальщик.
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #6
Все эти люди одним прекрасным днем отправились на прогулку на легке, но они не знали какой сюрприз им подготовила судьба. 10 самых невероятных историй выживания в дикой природе.


1. Йоси Гинсберг.
"Самым сложным моментом был тот, когда я понял, что я совсем один".
Йосси в компании трех товарищей отправился в джунгли Амазонки на поиски таинственного племени индейцев. Обстановка была достаточно напряженной и в итоге их группа распалась. Он остался с Кевином, а двое других, Маркус и Карл ушли в другую сторону. Во время спуска по реке, Гинсберг потерял управление и их плот упал в водопад. Кевину удалось сразу выплыть на берег, а Гинсберг еще долгое время несся по воле течения, чудом избежав смерти в водопаде. Следующие 19 дней были полны испытаний. Одной ночью на Гинсберга напал ягуар, но ему удалось отпугнуть его, благодаря спрею от насекомых, который он поджег. Ко концу своего путешествия на нем уже жила колония термитов, а питаться ему приходилось сырыми яйцами и фруктами. В конце концов он был найден поисковым отрядом местных жителей.

2. Стивен Каллахан.
"На море я всегда вспоминаю о собственном ничтожестве, о ничтожности всего человечества. Это такое прекрасное чувство - быть униженным".
Стивен Каллахан отплыл с Канарских островов на небольшой лодке, которую он сам же и построил. Шесть дней спустя она затонула из-за того, что в ночное время столкнулась с китом. Стивен перебрался с лодки на неббольшой плот. 76 дней он блуждал по морским просторам, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, физические и душевные страдания. Питался он охотясь копьем на рыб и ловя птиц и моллюсков. Он потерял треть веса и в итоге был спасен.






3. Колби Кумбс.
"Я просто продолжал держать глаза открытыми и игнорировать боль".
В июне 1992 года Колби Кумбс и двое его друзей покоряли 5304-метровую гору Форакер, Аляска. Они были застаны врасплох горной лавиной, которая буквально поймала их в ловушку. Кумбс и его друзья были увлечены снежным потоком, в живых остался только лишь сам Колби. С сотрясением мозга, переломом лодыжки, двумя сломанными шейными позвонками и лопаткой он прошел 5 миль через ледник и спустя 6 дней после страшного происшествия уже был в своем лагере. Что удивительно, он не бросил своего опасного занятия.















4. Эрик Ле Марке.
"Я помню, как падал в снег, смотрел на свои ноги и думал что потеряю их".
Эрик Ле Марке, член олимпийской сборной Франции по хоккею, был потерян в течение 7 дней в пустыне Сьерра-Невада. Будучи заядлым сноубордистом, он попал в метель, которая и сбила его с верного направления. Он не успел найти путь обратно до наступления темноты, с каждым днем он уходил все глубже и глубже в неизведанные места. Из техники у него был только мп3-плеер, питался он кедровыми орехами и корой. В конце концов Ле Марке удалось найти радиосигнал при помощи мп3-плеера, которым он затем воспользовался как компасом.













5. Тами Олдхэм Эшкрафт.
В 1983 году Тами Олдхэм Эшкрафт и ее бойфренд, Ричард Шарп, отплыли на 13-метровом паруснике с Таити по направлению к Сан-Диего. Во время путешествия они попали в ураган 4 категории, сопровождаемый 15-метровыми волнами. Их лодка перевернулась, сама же Тами оказалась под палубой. Когда спустя 27 часов она пришал в себя, то обнаружила, что Ричард пропал. 41 день она боролась за выживание, пытаясь доплыть до Гавайев.









6. Рики Миги.
В один прекрасный день Рики остановился для того, чтобы помочь паре, чья машина сломалась, далее последовал провал в памяти и Рики проснулся в яме, засыпанный камнями и грязью. Следующие 2 месяца он блуждал ы поисках людей, питаясь лишь пиявками, ящерицами, насекомыми и змеями. Он был вынужден пить мочу, поскольку все лужи пересохли и дождя так и не предвиделось. В конце концов его нашли и на тот момент он похудел почти в 2 раза.
















7. Арон Ралстон.
Вы смогли бы ампутировать себе руку для того, чтобы выжить? Арон смог. Когда 1 мая 2003 года огромный валун раздавил его руку и практически поймал в ловушку в одном из каньонов штата Юта. В течение 5 дней Арон надеялся на спасение, но после того, как еда и вода закончились, он решился на отчаянные меры. Он использовал свой 10-сантиметровый тупой нож для того, чтобы перерезать мышцы и сухожилия. Сам процесс занял около часа. Затем он под палящими лучами полуденного солнца побрел к своей машине. По дороге туда его встретила его семья, которые так же отправились на поиски пропавшего.


8. Бетани Гамильтон.
Утром в ноябре 2003 года Бетани Гамильтон отправилась на пляж Макау, Гавайи, чтобы заняться серфингом. Пока она плыла на доске, 15-метровая тигровая акула успела отхватить у нее левую руку. Вместо того, чтобы паниковать, девочка подплыла к своим друзьям гребя здоровой рукой и успела предупредить всех, находящихся в воде об опасности. После того, как ей помогли выбраться на берег, девочку тут же увезли в госпиталь.










9. Джеймс Морроу.
45-летний Джеймс Морроу успел побывать там, где мало кому хочется быть - в пасти крокодила. Морроу занимался дайвингом у побережья Флориды, когда аллигатор вцепился ему в горло и 15-20 секунд жестоко тряс. К счастью, Джеймса спасли его друзья, проплывавшие мимо на лодке. Аллигатор успел прокусить одно из легких, а следы клыков остались на всей голове, груди и горле. К счастью, маска для подводного плавания спасла его от более серьезных повреждений лица.







10. Куту Шоу.
Работая в качестве гида по охоте, Куту Шоу помогал одной группе охотников штата Висконсин. На третий день их путешествия в то время, как Шоу спал в палатке, на него набросился белый медведь. К счастью для него, другой охотник успел убить зверя до того, как тот сделает это с Куту. В последствии на голове Шоу нашли более 300 ран.
Спасибо сказали Vladimir

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 6 мес. назад
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #7
Спасибо сказали Vladimir, Сергей, DIE_SEL

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 2 мес. назад
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #8
Спасибо сказали serg12, Vladimir, Владимир, Яков Михайлович Шевченко

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

8 года 11 мес. назад
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #9
Спасибо сказали serg12

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

8 года 7 мес. назад
Евгений Королишин
Рядовой-казак
Рядовой-казак
Сообщений: 1
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #10
Поехали отдыхать в горы, а пришлось выживать, снял все на камеру! Ценный опыт, смотрите!;)



Спасибо сказали Виталий Выживальщик, Яков Михайлович Шевченко

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

7 года 10 мес. назад
Владимир
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
Сообщений: 573
Репутация: 25
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #11
«Решили уйти нормально. Так и легли в снег: рядышком…». Муж и жена провели двое суток в ледяном аду

Прогноз погоды в Нижнеянске вселял ужас: -49 при западном ветре скоростью 4 метра в секунду ощущаются как -64. Корреспондент «Якутска вечернего» Елена Киселева готовила в номер материал, одним из героев которого должен был стать Петр Петров, представитель ассоциации юкагиров. Поэтому она ничуть не удивилась, когда 5 декабря Петр вышел на связь.

Вот только речь пошла не о материале.

«Добрый день, Елена. Вчера члены родовой общины из с. Юкагир, моя тетя с мужем, пропали близ п. Нижнеяск. Сначала заблудились, поехав не по той дороге. Потом сломались где-то. По спутниковому телефону сообщили, что не знают, где находятся. На поиски выезжали жители с. Юкагир, не нашли, из-за малого количества топлива вернулись. Потом еще раз поехали на поиски. Администрация сообщила сотрудникам МЧС. Обещали отправить на поиски три снегохода. Ждем. Пока нет новостей. Вертолет уже отправлять надо, наверное. Жители со вчерашнего дня ведут поиски. Помогите, пожалуйста».

Из сводки МЧС:

«6 декабря 2016 года в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) поступила информация о том, что предположительно в 30 км от п. Нижнеянск Усть-Янского района в местности Уодэй у супружеской четы в пути сломался снегоход, им необходима помощь».



Поначалу администрация села попыталась вытащить людей самостоятельно, отправив другой снегоход. Но и он сломался в дороге! Вернулся в село, на смену ему выехал другой сородич. 6 декабря для оказания помощи супружеской паре из Юкагира выехали члены общины уже на двух «буранах», а навстречу им из поселка Нижнеянск на двух снегоходах группа спасателей Нижнеянского филиала Якутского поисковоспасательного отряда МЧС России.

Что осталось за сводкой

Это только в голливудских фильмах после поступления сигнала бедствия вся Служба спасения, вооруженная до зубов по последнему слову техники, срывается на помощь, а если что, легко подключаются национальная гвардия, флот и авиация. Наши реалии совсем иные. Расстояния, условия, техническое вооружение… Это тебе не натурные съемки!

Вот, например, вертолет. Он был. Но в приватной беседе нам объяснили, что для отправки вертолета на поиски пропавших нужно распоряжение правительства, а для его подписания — основания. А для оснований — заявление родственников, а оно официально не поступало.

Мы пытались доказать, что завтра может быть заявление, но уже не будет в живых людей (продержаться двое суток на морозе при минус 49 с ветром?!), но бесполезно. Нет, по-человечески нас понимали, с нами соглашались, но ведь документы, отписываться надо, а решение должен принять кто-то рангом повыше, а ему надо заявление.

У супругов Николая Хоброва и Натальи Протодьяконовой большая дружная семья. Сами они вместе уже около 20 лет (пусть разные фамилии вас не смущают), родили и поднимают четверых детей — двух дочерей и двоих сыновей. Старшая дочь — студентка, младший ходит во второй класс.

Николай вместе со своими сородичами пасет стадо из 1300 оленей. Выпали выходные дни, и он решил, воспользовавшись оказией, съездить за бензином в Нижнеянск, заодно и жену в «город» свозить.

Из села Юкагир выехали 4 декабря на «буране». Дорога — за 140 км, это если по прямой ехать. Рассчитывали утром купить бензин, покрутиться в поселке по прочим делам и успеть вернуться к вечеру.

Купили бензин и еще коечего по хозяйству. Закончив все дела, выехали домой. И… не доехали.

Уходить, так вместе

После почти двух суток на морозе в минус 49 (информаторы заботливо уточняют «ощущаются как 60 градусов») у Николая обморожены лицо и руки. У супруги внешних проявлений обморожения не видно, но от общего охлаждения и стрессовой ситуации организм дал сбой: Наталья Дмитриевна чувствует себя неважно, ее душит кашель, и давление зашкаливает. Тем не менее она соглашается с нами пообщаться. Своего стационарного телефона у нее в квартире нет, поэтому она идет к соседям. Тихим монотонным голосом Наталья рассказала свою историю, а я на другом конце провода, слушая ее, обливалась слезами.

Наталья Протодьяконова:

— Мы выехали из Нижнеянска на трех «буранах». Двое ехали позади нас, вроде и фары были всё время видны. Но, когда наш «буран» заглох, мы их не увидели. Поняли, что сбились с пути и куда-то не туда заехали. Думали сначала, что бензин закончился. Заправили, осмотрели фильтр, попытались разогреть двигатель — мотор все равно не заводился. А затем и спички закончились. Позвонили родным в Юкагир, говорим: заблудились и не знаем, где находимся. Попросили помощи, чтобы отправили «буран» навстречу. Но больше надеялись, что те, кто ехал с нами, найдут нас. Но не дождались. Подвели они. А мороз в тот день, как назло, сильный был. Страшно мерзли.

***

— Были бы в лесу — не пропали бы. Но вокруг только голая наледь. Даже снега толком не было, наст. Мы же по морскому берегу ехали (берегу моря Лаптевых. — Е. К.). Местность ровная, ни бугорка! Я очень замерзла и быстро устала. Хотелось лечь и уснуть. А это всё — тихая смерть. Муж не давал. Чтобы разогреться, заставлял ходить вокруг «бурана». Так провели всю ночь — ходили, не давали себе уснуть. Когда начало светать, еще раз позвонили своим, спросили, ищут нас или нет. Сказали, что выходим навстречу «буранам», пошли вперед, туда, где, как мы думали, наш дом.

***

— Сначала еще были какие-то чувства, кушать хотелось, пить. Но потом я настолько окоченела, что всё отключилось. Хотелось лечь и уснуть. Но муж никак не давал мне лечь на землю. Силой тащил, толкал, заставлял идти. Брал снег с обочины, растапливал его во рту и поил меня. Знаете, так — губы в губы. Я плакала, он плакал. Но тащил меня. И я шла, хоть руки и ноги онемели, ничего не чувствовала. Думала о детях, что они сиротами останутся. Эта мысль заставляла сопротивляться.

***

— Были галлюцинации: иногда казалось, что вдали мелькнули спасительные огни фар или слышен гул мотора. Мы ускоряли шаг, махали руками. Но это был обман. Снова начало темнеть, шли уже из последних сил, хотя умом понимали: вторую ночь на ногах не перенесем. И тут наконец вышли на дорогу, муж ее узнал, сказал: наша, наша дорога.

Хотели позвонить и сказать своим: на дороге нас ищите. Но тут уже и телефон не выдержал, замерз. Дальше шли, как во сне. Брели и брели. Веру, что нас найдут, тоже потеряли. Просто шли. А что еще оставалось?

***

— Ни рук, ни ног не чувствовали. Слез уже не было.

***

— Всему есть предел. Все силы кончились. Муж за двоих старался, тоже не выдержал. Тогда решили, что надо уйти нормально. Так и легли в снег: рядышком, как и жили. Вместе уснем, думали. У нас покрывало было, укутали в него головы и легли. И сразу стало хорошо. Тепло. Всех четырех детей своих увидела, голоса как будто их слышала. И муж мой рядом. Спокойно так стало. Всё. Конец. Не так уж и страшно.

***

— Сколько лежали, не знаю. Когда увидела родное лицо брата своего Конона, не поверила. Пришла в себя окончательно и поняла, что спасены, только в Нижнеянске. Вот такое чудо.

***

— Хочу через вашу газету поблагодарить брата Конона Дмитриевича Томского за спасение. Конечно, хотелось бы, чтобы наградили как-то, но на это особой надежды нет — мы слишком далеко живем, кто там вспомнит да доедет? Да и сам он скромничает. Говорит: а что такого? Что должен был, то и сделал. Он не первый раз спасает людей — как-то при пожаре жизни спас. Таким его воспитала наша мама. Я горжусь, что у меня такой брат.

Рассказ брата

Конон Томский, глава общины «Морукаан» с. Юкагир:

— Я был на участке, рыбу ловил, когда мне сообщили, что сестра с мужем потерялись. Бросил всё и приехал как можно быстрее в село. Там мне сказали, что вчера их уже искали на двух «буранах», но впустую. Сегодня «буран» сломался, выехали на одном. Бензин кончился, и они вернулись. Снова никого не нашли. Потом позвонили из МЧС и сообщили, что отправили из Нижнеянска два «бурана» на поиски. Мы выехали на поиски с Виктором Филипповым. Я примерно прикинул, где они могут быть, посчитал в уме расстояние, представил, как должны были ехать. Решил, что отъеду на расстояние 90 километров от села и буду там искать в радиусе 5–10 километров. Так и сделали.

***

— Смотрю: лежат около следов снегохода. Не шевелятся. Пар от дыхания не поднимается. Нас не слышат. Похолодело всё, думал: не успели. Но тут Николай пошевелил ногой. Мы так обрадовались! Начали будить. Подняли, заставили походить, а потом укутали в пуховые одеяла и повезли их в Нижнеянск. А вы что, записываете, что ли? Про меня собрались писать? Не нужно. Нашли — и хорошо. Что раздувать-то? Бывает такое.

Вот он — настоящий юкагирский характер: спокойствие, невозмутимость, сдержанность, стойкость. То, без чего на Севере быстро растратишься и околеешь. Они мало делятся своими эмоциями, стараясь не расплескивать то, что у них внутри. Ценить следует поступки, а не слова.

Раньше у них считалось: когда много о чем-то говоришь, это уходит из тебя и духи могут воспользоваться тем, чем ты не дорожишь. (c)
Спасибо сказали Андрей Силантьев

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

7 года 10 мес. назад
Андрей
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
Сообщений: 1412
Репутация: 5
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #12
Мля! Чиновьичий дибилизм и тупость у нас достигли своего апофеоза! зато суммы, воруемые ими и законы, что они принимают наносят такой урон, что уже денег на вылет вертолёта не остаётся и для это нужно чуть ли не "высочайшее соизволение". В то же время всякие местные чиновники могут позволить себе полёты на вертолётах на банальную охоту или рыбалку!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

7 года 7 мес. назад
Владимир
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5
Сообщений: 573
Репутация: 25
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #13
Как солдаты из советского стройбата потрясли мир



После 49-дневного дрейфа без еды и воды в Тихом океане измождённые советские солдаты, которые к тому времени съели все свои кожаные сапоги и которым оставалось только умирать отказались "сдаваться" американцам.

Про эту историю я случайно узнал от старичка в возрасте 70 лет ожидая приёма в очереди одной из московских поликлиник. Мы с ним разговорились про текущую ситуацию с российской армией и он мне поведал про легендарную четвёрку о которой я к своему стыду не знал. Если вы тоже не в курсе про эту историю - почитайте, я специально нашёл самые интересные факты и моменты, будет интересно!

Баржа Т-36



«Героями не рождаются, героями становятся» — эта мудрость как нельзя лучше подходит к истории четвёрки советских парней, потрясшей мир весной 1960 года. Молодые ребята не рвались к славе и известности, не мечтали о подвигах, просто однажды жизнь поставила их перед выбором: стать героями или умереть.

Январь 1960 года, остров Итуруп, один из тех самых остров Южно-Курильской гряды, которыми по сей день грезят японские соседи. Из-за каменистого мелководья доставка грузов на остров кораблями крайне затруднена, и поэтому функцию перевалочного пункта, «плавучего причала» у острова выполняла самоходная танкодесантная баржа Т-36. За грозным словосочетанием «танкодесантная баржа» скрывался небольшой кораблик водоизмещением сто тонн, длина которого по ватерлинии составляла 17 метров, ширина — три с половиной метра, осадка — чуть более метра. Максимальная скорость баржи составляла 9 узлов, а удаляться от берега, не подвергаясь риску, Т-36 могла не более чем на 300 метров. Впрочем, для тех функций, что баржа выполняла у Итурупа, она вполне подходила. Если, конечно, на море не было шторма.

Пропавшие без вести

А 17 января 1960 года стихия разыгралась не на шутку. Около 9 часов утра ветер, достигавший 60 метров в секунду, сорвал баржу со швартовки и стал уносить её в открытое море. Те, кто остался на берегу, могли лишь наблюдать за отчаянной борьбой, которую вели с разгневанным морем люди, находившиеся на борту баржи. Вскоре Т-36 исчезла из виду… Когда шторм стих, начались поиски. На берегу были найдены некоторые вещи с баржи, и военное командование пришло к выводу, что баржа вместе с находившимися на ней людьми погибла. На борту Т-36 в момент её исчезновения находились четверо солдат: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, 21-летний рядовой Анатолий Крючковский, 20-летний рядовой Филипп Поплавский и ещё один рядовой, 20-летний Иван Федотов.

Родным солдат сообщили: их близкие пропали без вести при исполнении воинского долга. Но за квартирами всё-таки установили наблюдение: вдруг кто-то из пропавших не погиб, а попросту дезертировал?
Но большинство сослуживцев ребят полагали, что солдаты сгинули в океанской пучине…


Унесённые ветром


Четвёрка, оказавшаяся на борту Т-36, в течение десяти часов боролась со стихией, пока наконец шторм не стих. На борьбу за выживание ушли все скудные запасы топлива, 15-метровые волны сильно потрепали баржу. Теперь её просто уносило всё дальше и дальше в открытый океан. Сержант Зиганшин и его товарищи не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках, которые на сленге именуются «стройбатом».

На баржу их отправили разгружать грузовое судно, которое вот-вот должно было подойти. Но ураган решил иначе… Положение, в котором оказались солдаты, выглядело практически безвыходным. Топлива у баржи больше нет, связи с берегом нет, в трюме течь, не говоря уже о том, что Т-36 вовсе не годится для таких «путешествий». Из продовольствия на барже оказались буханка хлеба, две банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы. Были ещё два ведра картошки, которую во время шторма раскидало по машинному отделению, отчего она пропиталась мазутом. Опрокинуло и бачок с питьевой водой, которая частично перемешалась с морской. Ещё была на судне печка-буржуйка, спички да несколько пачек «Беломора»

Пленники «течения смерти»


Судьба над ними будто бы издевалась: когда шторм затих, Асхат Зиганшин нашёл в рубке газету «Красная звезда», в которой говорилось, что как раз в районе, куда их уносило, должны состояться учебные ракетные пуски, в связи с чем весь район был объявлен небезопасным для мореплавания. Солдаты сделали вывод: искать их в этом направлении никто не будет до конца ракетных пусков. Значит, необходимо продержаться до их окончания.

Пресную воду брали из системы охлаждения двигателей — ржавую, но годную для употребления. Также собирали дождевую воду. В качестве еды варили похлёбку — немного тушёнки, пара пахнущих топливом картофелин, самая малость крупы. На таком рационе требовалось не только выживать самим, но и бороться за живучесть баржи: скалывать лёд с бортов, чтобы не допустить её переворота, выкачивать воду, собиравшуюся в трюме.

Спали на одной широкой кровати, которую сами и соорудили, — прижимаясь друг к другу, берегли тепло. Солдаты не знали, что течение, уносившее их всё дальше и дальше от дома, носило название «течение смерти». Они вообще старались не думать о худшем, ибо от таких мыслей легко можно было впасть в отчаяние.


Глоток воды и кусок сапога
День за днём, неделя за неделей… Еды и воды всё меньше. Как-то сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, потерпевших бедствие и страдавших от голода. Те моряки варили и ели кожаные вещи. Ремень сержанта был кожаным. Сначала сварили, покрошив в лапшу, ремень, потом ремешок от разбитой и неработающей рации, потом стали есть сапоги, содрали и съели кожу с оказавшейся на борту гармошки…
С водой дело обстояло совсем плохо. Кроме похлёбки, её доставалось каждому по глотку. Один раз в двое суток.

Последнюю картошку сварили и съели 23 февраля, в День Советской Армии. К тому времени к мукам голода и жажды добавились слуховые галлюцинации. Ивана Федотова начали мучить приступы страха. Товарищи поддерживали его, как могли, успокаивали. За всё время дрейфа в четвёрке не произошло ни одной ссоры, ни одного конфликта. Даже тогда, когда сил уже практически не осталось, ни один не попытался отобрать у товарища пищу или воду, чтобы выжить самому. Просто договорились: последний, кто останется в живых, перед тем как умереть, оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36…


«Спасибо, мы сами!»

2 марта они впервые увидели проходящее вдали судно, но, кажется, сами не поверили в то, что перед ними не мираж. 6 марта новый корабль показался на горизонте, но отчаянные сигналы о помощи, которые подавали солдаты, на нём не заметили.

7 марта 1960 года авиационная группа с американского авианосца «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 примерно в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа, которая не должна удаляться от берега на расстояние больше 300 метров, прошла больше тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев.


Военнослужащие Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком (справа) на авианосце «Кирсардж», принявшем их на борт после длительного дрейфа на барже. Фото: РИА Новости

Американцы в первые минуты не понимали: что, собственно, за чудо перед ними и что за люди плывут на нём?
Но ещё больший шок моряки с авианосца пережили, когда доставленный с баржи вертолётом сержант Зиганшин заявил: у нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доплывём до дома.На самом деле, конечно, плыть солдаты уже никуда не могли. Как потом говорили врачи, жить четвёрке оставалось совсем немного: смерть от истощения могла наступить уже в ближайшие часы. А на Т-36 к тому времени оставался один сапог и три спички.



Американские медики дивились не только стойкости советских солдат, но и удивительной самодисциплине: когда экипаж авианосца стал предлагать им еду, они съели совсем чуть-чуть и остановились. Съешь они больше, то сразу погибли бы, как гибли многие, пережившие долгий голод.


Герои или изменники?


На борту авианосца, когда стало ясно, что они спасены, силы окончательно оставили солдат — Зиганшин попросил бритву, но упал в обморок около умывальника. Брить его и его товарищей пришлось морякам «Кирсарджа».



Когда солдаты отоспались, их начал мучить страх совсем иного рода — на дворе-то была холодная война, а помощь им оказал не кто-нибудь, а «вероятный противник». К тому же к американцам в руки попала советская баржа.



Советские воины Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов, дрейфовавшие на барже с 17 января по 7 марта 1960 года, фотографируются во время экскурсии в городе Сан-Франциско
Капитан «Кирсарджа», кстати, никак не мог взять в толк, отчего солдаты так рьяно требуют от него погрузить на борт авианосца это ржавое корыто? Чтобы успокоить их, он сообщил им: баржу в порт отбуксирует другое судно.

На самом деле американцы потопили Т-36 — не из-за желания нанести вред СССР, а потому, что полузатопленная баржа представляла угрозу судоходству.
К чести американских военных, по отношению к советским солдатам они вели себя очень достойно. Никто не мучил их расспросами и допросами, больше того, к каютам, где они жили, приставили охрану — чтобы не докучали любопытные.

Но солдат волновало, что они скажут в Москве. А Москва, получив новости из США, некоторое время молчала. И это объяснимо: в Советском Союзе ждали, не попросят ли спасённые политического убежища в Америке, дабы со своими заявлениями не попасть впросак.
Когда же стало ясно, что военные не собираются «выбирать свободу», про подвиг четвёрки Зиганшина заговорили по телевидению, на радио и в газетах, и сам советский лидер Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму.


«Как на вкус сапоги?»

Первая пресс-конференция героев состоялась ещё на авианосце, куда вертолётами доставили около полусотни журналистов. Закончить её пришлось раньше времени: у Асхата Зиганшина носом пошла кровь.

Позже ребята дали массу пресс-конференций, и практически везде задавали один и тот же вопрос:
— А как на вкус сапоги?
«Кожа очень горькая, с неприятным запахом. Да разве тогда до вкуса было? Хотелось только одного: обмануть желудок. Но просто кожу не съешь: слишком жёсткая. Поэтому мы отрезали по маленькому кусочку и поджигали. Когда кирза сгорала, она превращалась в нечто похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом, чтобы легче было глотать. Несколько таких «бутербродов» и составляли наш суточный рацион», — вспоминал потом Анатолий Крючковский.

Уже дома тот же вопрос задавали школьники. «Сами попробуйте», — пошутил как-то Филипп Поплавский. Интересно, сколько сапогов сварили после этого мальчишки-экспериментаторы в 1960-х?
К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско герои уникального плавания, продлившегося, по официальной версии, 49 дней, уже немного окрепли. Америка встречала их восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города.



Советские воины, дрейфовавшие на барже с 17 января по 7 марта 1960 года (слева направо): Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов. Фото: РИА Новости


«Итурупская четвёрка»

Солдат радушные хозяева одели в костюмы по последней моде, и американцы буквально влюбились в русских героев. На фотографиях, сделанных в то время, они действительно смотрятся великолепно — ни дать ни взять «ливерпульская четвёрка». Специалисты восхищались: молодые советские парни в критической ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не вступили в конфликты, не скатились до каннибализма, как это случалось со многими из тех, кто попадал в аналогичные обстоятельства.

А простые жители США, глядя на фото, удивлялись: разве это враги? Милейшие ребята, немного стеснительные, что только добавляет им шарма. В общем, для имиджа СССР четверо солдат за время своего пребывания в США сделали больше, чем все дипломаты.

Кстати, что касается сравнений с «ливерпульской четвёркой» — Зиганшин с товарищами не пели, но в истории отечественной музыки оставили след при помощи композиции под названием «Зиганшин-буги».
Отечественные стиляги, нынче воспетые в кино, создали песню на мотив «Rock Around the Clock», посвящённую дрейфу Т-36:
Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.
Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,
Зиганшин — парень из Калуги,
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин слопал свой сапог.
Поплавский-рок, Поплавский-буги,
Поплавский съел письмо подруги,
Пока Поплавский зубы скалил,
Зиганшин съел его сандали.
Дни плывут, плывут недели,
Судно носит по волнам,
Сапоги уж в супе съели
И с гармошкой пополам…

Разумеется, сочинять подобные шедевры куда проще, чем выжить в таких условиях. Но современным режиссёрам стиляги ближе.


Слава приходит, слава уходит…

По возвращении в СССР героев ждал приём на высшем уровне — в их честь был организован митинг, солдат лично принимали Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский. Всех четверых наградили орденами Красной Звезды, про их плавание сняли фильм, написали несколько книг… Популярность четвёрки с баржи Т-36 начала сходить только к концу 1960-х.



Младший сержант Асхат Рахимзянович Зиганшин, рядовые Филипп Григорьевич Поплавский, Анатолий Федорович Крючковский и Иван Ефимович Федотов. Эта четверка соперничала в популярности с Гагариным и группой «Битлз».

Вскоре после возвращения на Родину солдат демобилизовали: Родион Малиновский заметил, что парни своё отслужили сполна.

Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское среднетехническое училище, которое окончили в 1964 году.

Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году.

Филипп Поплавский, поселившийся под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году.

Анатолий Крючковский живёт в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница».

Асхат Зиганшин после окончания училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, женился, воспитал двух прекрасных дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге.
Они не рвались к славе и не переживали, когда слава, коснувшись их на несколько лет, пропала, словно её и не было.



Но героями они останутся навеки.

P. S. По официальной версии, как уже говорилось, дрейф Т-36 продолжался 49 дней. Однако сверка дат даёт иной результат — 51 день. Есть несколько объяснений этого казуса. Согласно самому популярному, про «49 дней» первым сказал советский лидер Никита Хрущёв. Озвученные им данные официально никто оспаривать не решился. (c)
Спасибо сказали Виталий Выживальщик

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

6 года 10 мес. назад
Фил Тоукач
Рядовой-казак
Рядовой-казак
Сообщений: 3
Больше
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #14
Виталий, вы сами это пробовали в реальных условиях?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

6 года 10 мес. назад
Виталий Выживальщик
Модератор
Модератор
Сообщений: 5351
Репутация: 106
Больше
Автор темы
Выживание в ПРИРОДНЫХ условиях #15
Не всё - но постоянно учусь... :)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.