Управление автомобилем
12 года 2 нед. назад 12 года 2 нед. назад от Кот. Причина: Не смог загрузить PDF файл
Кот
Старшина - мл. вахмистр

Сообщений: 60
Репутация: 5
Меньше Больше
Спасибо получено: 14
- Баллов: 444.00
Автор темы
Управление автомобилем #1
Представляю вашему вниманию книгу Безопасное управление автомобилем
Сведения об авторе
Клочанов Николай Ильич — старший преподаватель цен-
тра безопасности дорожного движения, тренер Ростовской
юношеской команды по автомногоборью — неоднократной
победительницы чемпионата России по юношескому авто-
многоборью, автор популярных книг по вождению и эксп-
луатации автомобилей.
В книге даны три варианта обучения кандидата в води-
тели, подготовки автомобиля к его надежной и безопасной
эксплуатации. Рассмотрены основы безопасного управления
автомобилем и даны советы по совершенствованию навыков
безопасного управления автомобилем в различных дорожных
условиях. Особое внимание уделено взаимодействию води-
теля с другими водителями, пешеходами, пассажирами и со-
трудниками ГАИ.
В книге изложены сведения, полезные для водителя, ко-
торые он может применять в результате эксплуатации авто-
мобиля.
Книга может быть использована главным образом лица-
ми, готовящимися стать водителями, а также мастерами про-
изводственного обучения и преподавателями. Представляет
интерес для водителей, занятых обучением вождению, и для
водителей, повышающих свою квалификацию.
ISBN 5-222-03470-4 ББК 84
© Клочанов Н. И., 2003
© Оформление, изд-во «Феникс», 2003Вместо предисловия
Решив приобрести автомобиль, вы и представить себе
не можете, насколько сильно изменится ваша жизнь. Вы
не просто перейдете из разряда пешеходов в разряд во-
дителей. Вы вступите в совершенно другой мир. Маши-
на изменит очень многое: ваши привычки, темп и стиль
жизни, ваш бюджет. Машина станет вашим верным дру-
гом и любимым чадом. Вы будете готовы в чем-то урезать
свои желания и потребности ради того, чтобы ей было
хорошо. В свою очередь, автомобиль сделает вашу жизнь
более комфортной, значительно расширит географию
ваших поездок, сможет показать вам места, где вы никог-
да не бывали, причем не только в своей стране, но и за
ее пределами. Конечно, хлопот и проблем у вас значи-
тельно прибавится, особенно если вы приобретете подер-
жанный автомобиль. Возможно, в какие-то моменты он
будет для вас обузой в материальном плане. И все же,
если вы решили, что автомобиль вам необходим и вы
готовы изменить привычный уклад жизни, не сомневай-
тесь: ваши хлопоты окупятся.
Какие же черты характера необходимы водителю?
Часто говорят: «Нигде так не проявляется характер че-
ловека как через управление автомобилем».
Между тем управление автомобилем стало обычной
повседневной деятельностью. Мы можем, перефразиро-
вав это выражение, также сказать, что человек «ведет себя
так, как он управляет автомобилем». Опыт, приобретен-
ный при управлении автомобилем, осмысление данногоопыта, а также познание самого себя, которое из этого
вытекает, в немалой степени определяют наше поведение
в каждом случае. Если у некоторых людей управление ав-
томобилем может выявить отрицательные черты их ха-
рактера, то для большинства оно является превосходным
случаем развить лучшие качества и способности.
Управлять автомобилем — это научиться властвовать
над слепой его силой, это — научиться представлять, что-
бы предвидеть, это — приобрести способность прини-
мать решения быстро и точно.
Это также значит научиться проявлять по отношению
к другому водителю определенную солидарность и тер-
пимость.
Терпение. Оно понадобится не только в процессе обу-
чения, но и в сложных ситуациях на дороге.
Сосредоточенность. Находясь за рулем автомобиля,
необходимо максимально оградить себя от посторонних
отвлекающих действий:
— разговоров с пассажирами;
— пользования мобильной связью, плейером и т. п.
Умение прогнозировать ситуацию. Безусловно, это ка-
чество придет с опытом вождения, но учиться и разви-
вать его следует с первых шагов. Вы должны постоянно
анализировать поведение других водителей, чтобы во-
время отреагировать на опасную ситуацию.
Контролирование своих эмоций. Вспыльчивость и раз-
дражительность могут привести к аварийной ситуации на
дороге. Конечно, не всегда удается оставаться спокой-
ным, когда перед вами маячит недисциплинированный
водитель. Иногда один такой «умник» способен спрово-
цировать остальных участников движения. В данной си-туации всегда можно найти достойный выход, пере-
строившись в другой ряд или увеличив дистанцию между
автомобилями. Не следует пренебрегать и физическим со-
стоянием вашего организма. Если вы испытываете недо-
могание или усталость — стоит отложить поездку. Если
вы решили принять лекарство, чтобы улучшить свое со-
стояние, помните, что оно ни в коем случае не должно
повлиять на вашу способность управлять автомобилем.
Внимательно прочитайте аннотацию или проконсульти-
руйтесь с врачом.
Если вы почувствовали усталость во время поездки,
найдите безопасное место для стоянки, выйдите из
машины и подышите свежим воздухом. Даже несколько
минут отдыха вернут вам необходимую бодрость.
Ответственность. Садясь за руль автомобиля, вы дол-
жны помнить, что от вашего водительского умения зави-
сит не только ваша жизнь, но и жизнь ваших пассажиров.
Кроме того, пешеходы и другие водители также должны
находиться в зоне вашего внимания.
Выработка правильных привычек и навыков. Очень важ-
но с первых уроков вождения приучать себя к разумным
и продуманным действиям. У вас должен быть выработан
определенный ритуал поведения за рулем. Езда на авто-
мобиле должна доставлять радость и максимум удобства,
а это возможно, если вы будете строго следовать Прави-
лам дорожного движения.
Хорошее знание управления автомобилем должно за-
ключаться в серьезном обучении: ни виртуозность, ни ос-
торожность не могут заменить длительного внимательно-
го наблюдения за другими водителями: и теми, кто
внушает доверие, и теми, кого следует опасаться.Лишь длительный опыт и критическое его осмысле-
ние могут позволить предугадать невидимое, предвидеть
непредвиденное, не дать застать себя врасплох.
Искусство хорошо управлять автомобилем зависит
именно от этого предвидения, которое позволяет само-
му водителю избегать «неприятных историй» и не впуты-
вать в них других.
Книга предназначена тому водителю, который уже
встречался с трудными ситуациями и который желает
еще лучше понять методику безопасного способа управ-
ления автомобилем.ВАРИАНТЫ ПОДГОТОВКИ
КАНДИДАТА В ВОДИТЕЛИ
1.1. Подготовка в специальных
автошколах
Для того чтобы составить представление о масштабах
подготовки водителей у нас в стране, можно привести
следующие данные. Только в Минавтотрансе России
действует около 200 учебных комбинатов и автомобильных
школ, расположенных во всех областях, краях и респуб-
ликах, и около 1000 учебных курсов. Обучение водителей
организовано в ряде других министерств, ведомств и
организаций (например, в институтах, техникумах и в си-
стеме профобразования).
Основной организацией, занятой подготовкой води-
телей, является РОСТО. В системе РОСТО имеется раз-
витая сеть учебных заведений для подготовки водителей,
в которой насчитывается свыше 800 автомобильных школ
и более 5000 спортивно-технических клубов. Но в шко-
лах РОСТО могут пройти обучение только около трети
владельцев автомобилей, желающих получить водитель-
ское удостоверение.Для подготовки водителей легковых автомобилей и
мотоциклов используется и широкая сеть автошкол Доб-
ровольного общества автолюбителей.
С постепенным ростом промышленного потенциала
нашей страны и развитием новой структуры экономичес-
ких отношений в России появились условия для массо-
вого выпуска автомобилей различных типов и особенно
легковых автомобилей. Были созданы условия для прито-
ка в нашу страну автомобильного транспорта из-за рубе-
жа. Встречается в печати даже выражение: рост автомо-
бильного транспорта в России стал могильщиком
социализма.
В настоящее время все ведомства, которые занимаются
подготовкой водительских кадров, планируют расшире-
ние учебной сети. Но потребности новых экономических
отношений в водителях, а также число лиц, желающих
получить водительские удостоверения, столь быстро
возрастают, что для решения данной проблемы подклю-
чается большая сеть частных учебных курсов.
Сегодня без труда можно найти подходящее место
подготовки недалеко от своей работы или дома. Доста-
точно воспользоваться газетной, телевизионной или
радиорекламой. Можно переписать номер телефона с
борта учебного автомобиля.
Отличительной особенностью современных учебных
заведений является то, что стоимость обучения в них раз-
ная, сроки обучения от одного до шести месяцев. Это за-
висит от места расположения автошколы, наличия
квалифицированных преподавателей и мастеров произ-
водственного обучения, учебной материальной базы И
автодрома. Зайдите в одно, другое учебное заведение, по-
интересуйтесь наличием учебной базы, поговорите с уче-
никами и друзьями, которые обучаются или получили
недавно водительские удостоверения.В учебном заведении по подготовке водителей созда-
ются учебные группы численностью от 15 до 30 человек.
Занятия проводятся 3—4 раза в неделю, могут создаваться
группы, в которых занятия будут проходить по субботам
и воскресеньям, в этом случае обучение обходится до-
роже. Продолжительность учебного часа по теории и
практике 45 минут.
Учебный план подготовки водителей обычно включает
в себя следующие предметы обучения: Правила дорож-
ного движения, устройство и техническое обслуживание
автомобиля, основы безопасного управления автомоби-
лем, безопасность движения, ответственность за наруше-
ние ПДА, первая медицинская помощь пострадавшим
при ДТП.
Обучение вождению автомобиля проводится с учетом
индивидуальных способностей обучаемых по одному из
трех вариантов:
1) для лиц, не имеющих первоначальных навыков
вождения автомобиля — 24 учебных часа.
2) для лиц, имеющих первоначальные навыки вожде-
ния автомобиля — по сокращенной программе.
3) для лиц, не овладевших навыками вождения авто-
мобиля по варианту 1 — по увеличенной программе в
объеме 10 и более часов.
Размер платы за обучение устанавливается в зависимо-
сти от количества часов, выделенных обучаемому.
Для определения качества усвоения тем предмета и
оценки знаний обучаемых проводятся итоговые занятия.
При проведении занятий по устройству и техническо-
му обслуживанию автомобиля главное внимание обраща-
ется на знание и умение обучаемых обнаруживать и уст-
ранять неисправности, которые влияют на безопасность
движения, а также проверять техническое состояние авто»мобиля перед выездом и выполнять работы по техничес-
кому обслуживанию после возвращения из рейса.
Обучение вождению автомобиля проводится на авто-
тренажере (при наличии), закрытой площадке (автодро-
ме) для учебной езды и на дорогах по учебным маршру-
там.
Обучение заканчивается внутренними экзаменами по
теоретическим предметам и по практическому вождению
автомобиля.
Обучаемым, сдавшим экзамены, выдаются свидетель-
ства установленного образца о прохождении обучения,
которые представляются в ГАИ перед сдачей экзаменов.
1.2. Подготовка юношей и девушек
в юношеских автомобильных
школах
Наиболее перспективным и прогрессивным методом
подготовки водителей является обучение водительской
профессии старшеклассников общеобразовательных
средних школ, которое начало осуществляться еще с
1969 года. Для подготовки водителей в средних школах
разрешалось использовать время, отводимое по учебно-
му плану на трудовое обучение, а также проводились фа-
культативные занятия. В штаты школ вводились инструк-
торы по практическому вождению автомобилей, школы
закреплялись за автотранспортными предприятиями для
получения необходимой технической помощи.
Создание необходимой материальной базы школ, при-
обретение автомобилей, запасных частей, топливосма-
зочных материалов требует крупных капиталовложений,
в Министерстве образования, естественно, на это внастоящее время денег нет. И этот прогрессивный метод
не имел своего продолжения.
Очевидно, целесообразно учесть опыт некоторых стран,
которые раньше, чем мы, столкнулись с проблемами
широкой автомобилизации. В США, например, более
60 % всех водителей проходят подготовку в общеобразо-
вательных школах. Занятия автоделом включены в про-
граммы более 70 % общеобразовательных школ.
Серьезное изучение Правил дорожного движения, ос-
нов безопасного управления автомобилем, правил безо-
пасного поведения на дорогах должно находить законное
место в школе. Юные проявляют интерес к автомобилю
задолго до разрешенного для вождения возраста. Эти
знания им в жизни пригодятся не меньше, чем знания
таблицы умножения.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» тре-
бует, чтобы указанный метод подготовки существовал в
общеобразовательной школе, может, тогда в нашей стра-
не будет меньше дорожно-транспортного травматизма.
Но подготовка юношей к получению водительского
удостоверения в 18 лет, в день своего рождения, в нашей
стране не прекратилась. Сегодня в половине регионов
России работают юношеские автомобильные школы,
которые готовят юных автомобилистов с 10 лет. С ними
изучают Правила дорожного движения, устройство и тех-
ническое обслуживание автомобиля, основы безопасно-
го управления автомобилем, правовые основы и оказание
первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП,
обучают практическому вождению автомобиля.Суще-
ствуют трех- и одногодичные программы.
Обучение заканчивается внутренними экзаменами: по
устройству и техническому обслуживанию автомобиля;
по Правилам дорожного движения; по основам безопас-ного управления автомобилем; по практическому вожде-
нию автомобиля.
Юноши, сдавшие успешно экзамены, в 17 лет представ-
ляются в ГАИ для сдачи экзаменов, и лицам, не достиг-
шим 18 лет на момент сдачи экзамена, проставляется в
водительское удостоверение срок его действия с момен-
та достижения 18 лет. В день рождения это удостовере-
ние выдается.
В этих школах юношей, показавших умелое управле-
ние автомобилем и отличные знания Правил дорожного
движения, отбирают в спортивные группы, в которых
они готовятся к всероссийским соревнованиям. Ассоци-
ация юношеских автомобильных школ России при Ми-
нистерстве транспорта ежегодно проводит чемпионат
России по юношескому автомногоборью. К соревнова-
ниям допускаются юноши с 11 до 17 лет. Неоднократны-
ми победителями этих соревнований были юноши из
автомобильных школ Ростова-на-Дону, Саратова, Благо-
вещенска, Москвы, Ставрополя и других городов России.
1.3. Самостоятельная подготовка
В правилах сдачи квалификационных экзаменов,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от
08,07.97 в п. 8 записано: «Допускается самостоятельная
подготовка на получение права на управление транспор-
тным средством категории «А» и «В» в объеме соответ-
ствующих программ».
Следовательно, те, кто решил сдавать экзамены само-
стоятельно, а не через систему автомобильных школ,
могут готовиться к сдаче экзаменов индивидуально, но
в объеме программ таких школ. Данное пособие со-ставлено в объеме указанных программ и может служит
основой для подготовки.
Такой вариант может широко использоваться в тех ме-
стах, где сеть автомобильных школ и курсов оказывает-
ся недостаточной или специфика работы либо семейных
обстоятельств не позволяет использовать коллективную
подготовку.
Читатель, очевидно, понимает, что в данном пункте рас-
сматривается тот вариант подготовки, когда кандидат в во-
дители получает соответствующие знания путем изучения
необходимой литературы, а не тот, когда вы самостоятельно
за личные деньги или за деньги родителей покупаете води-
тельское удостоверение у криминальных лиц.
Опыт сдачи экзаменов в ГАИ лиц, прошедших само-
стоятельную подготовку, показывает, что теоретических
знаний и практических навыков для успешной сдачи ими
экзаменов не хватает. Низкий процент сдачи экзаменов
с первого раза у этих лиц не только потому, что к ним
экзаменационная комиссия «Придирается».
Если вы решили использовать самостоятельный вари-
ант подготовки, то к нему нужно отнестись так же серьез-
но, как и к подготовке в автошколе.
Помните. От ваших знаний, умений и навыков зави-
сит ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров. Вы собирае-
тесь управлять транспортным средством повышенной
опасности. Эта профессия — одна из самых опасных в
мире.
Для самостоятельной подготовки вам необходимо
приобрести или попросить у знакомых следующую лите-
ратуру:
1. Комплексный учебник, включающий в себя прави-
ла и другие теоретические вопросы, необходимые для
успешной подготовки. Этим учебником могут быть или
данная книга или «Правила дорожного движения и ос-новы безопасного управления автомобилем», авторы:
В.А. Иларионов и др.
2. Правила дорожного движения с 2002 г. издания, луч-
ше с комментариями и пояснениями.
3. Экзаменационные билеты с 2002 г. издания катего-
рии «А», «В» или «С, D». В каждом билете по 20 вопро-
сов, но они отличаются только двумя.
4. Ответы или комментарии к экзаменационным биле-
там с 2002 года издания.
5. Устройство и техническое обслуживание транспорт-
ного средства, которым вы собираетесь управлять.
6. Компьютерные диски или видеокассеты с обучаю-
щими программами, естественно, если у вас есть возмож-
ность их использовать.
Если в комплексном учебнике не рассматриваются
вопросы безопасности дорожного движения, правовые
вопросы и оказания медицинской помощи, то литерату-
ра по этим вопросам тоже нужна. Соответствующие воп-
росы также есть в экзаменационных билетах.
Изучая экзаменационные билеты, не пытайтесь зуб-
рить цифры правильных ответов. Это не только потерян-
ное время; его понадобится значительно больше, чем
если сразу узнать, почему правильный этот ответ, а дру-
гие совсем неправильные или неполные.
1.4 . Квалификационные требования
к кандидату в водители
после прохождения обучения
Кандидат в водители после прохождения обучения
должен уметь:— технически грамотно эксплуатировать автомобиль;
— управлять автомобилем в различных дорожных и
метеорологических условиях;
— соблюдать Правила дорожного движения, уверен-
но действовать в сложной дорожной обстановке и не до-
пускать дорожно-транспортных происшествий;
— проверять техническое состояние автомобиля перед
выездом в рейс и проводить работы по техническому
обслуживанию после возвращения из рейса;
— определять и устранять неисправности, возникаю-
щие в пути, с помощью имеющегося в автомобиле инст-
румента;
— оказывать самопомощь и первую помощь постра-
давшим при дорожно-транспортных происшествиях и
соблюдать требования по их транспортировке.
должен знать:
— назначение, расположение, устройство, принцип
действия основных механизмов и приборов автомобиля;
— правила дорожного движения, Основы управления
автомобилем и безопасности движения, причины дорож-
но-транспортных происшествий и способы их предуп-
реждения;
— признаки, причины неисправностей механизмов и
приборов, возникающих в пути, и способы их устране-
ния.
— основные работы, выполняемые при проведении
технического обслуживания автомобиля;
— влияние погодных условий (дождь, туман, гололед
и др.) на безопасность движения и способы предотвраще-
ния дорожно-транспортных происшествий;
— приемы и последовательность действий при оказа-
нии первой помощи пострадавшим при дорожно-транс-
портных происшествиях;— правила техники безопасности при техническом об-
служивании автомобиля и обращении с эксплуатационны-
ми материалами (бензин, электролит, охлаждающие жид-
кости, масла);
— правовые основы и ответственность за нарушение
Правил дорожного движения, порядка и правил эксплуа-
тации автомобиля и загрязнение окружающей среды.ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ
К ДВИЖЕНИЮ
2.1. Общее ознакомление
с автомобилем
Перед вами ваш новый автомобиль. Сколько было
споров о том, какая модель, какой цвет предпочтитель-
ней. Теперь все позади. Но не спешите садиться в него,
задумайтесь о том, что представляет собой ваше новое
приобретение.
Это современный автомобиль, имеющий существен-
ные преимущества перед ранее выпускавшимися и вме-
сте с тем таящий в себе неожиданности, которые следует
знать. Ясно, что вы приобрели надежную и удобную ма-
шину. Она доставит вам много радости, если прислуша-
етесь к советам:
— научитесь легко определять скорость и всегда по-
мните, чем опасна высокая скорость;
— научитесь правильно выполнять маневр обгона на
высоких скоростях, а это искусство, и приходит оно по-
степенно;— тормоза должны работать безотказно, умение ими
пользоваться позволит вам безопасно ездить;
— необходимо постоянно следить за состоянием и дав-
лением воздуха в шинах колес;
— обязательными принадлежностями автомобиля
являются аптечка, огнетушитель и знак аварийной оста-
новки;
— помните: тушение пожара на автомобиле имеет
свою специфику. Если он возник, то прежде всего
отсоедините бензобак от мотора. Сделайте это, сорвав
бензопровод с бака;
— знак аварийной остановки яркий и имеет светоот-
ражающую поверхность, которую видно днем и ночью;
— постарайтесь установить на своем автомобиле анти-
статик, наличие зарядов на кузове и деталях автомобиля
отрицательно сказывается на самочувствии водителя и
может вызвать удар током. Полоска из токопроводящей
резины защитит вас от этого;
— не забудьте оборудовать свой автомобиль противо-
угонными средствами;
— органы управления и приборы сигнализации в со-
временных автомобилях имеют многофункциональное
назначение, их много и даже есть компьютеры. Исполь-
зование каждого из них требует определенных навыков.
Необходимо научиться пользоваться ими и запомнить
функции каждого органа управления и прибора. Их на-
значение детально изложенно в руководстве по эксплуа-
тации;
— внимательно прочитайте руководство по эксплуата-
ции вашего автомобиля, прилагаемое к нему, а еще луч-
ше, приобретите более солидное, их сейчас очень много.
И еще один совет. Не спешите развешивать в салоне
автомобиля флажки, игрушки, амулеты, укладывать на
полку у заднего стекла собачек, качающих головой, на-клеивать на стекла заграничные наклейки с непонятны-
ми надписями, вешать шторки, сильно затемнять стекла
и задние фонари. Все, что попадает в поле зрения, неиз-
бежно отвлекает ваше внимание, а то, что попадает в поле
зрения других водителей, отвлекает их от дороги. Ведь
недаром министерство транспорта ФРГ недавно запрети-
ло украшать салоны автомобилей безделушками, отвле-
кающими внимание водителей. В перечне запрещенных
предметов — амулеты, термометры, компасы, различные
наклейки;
— отработанные газы ядовиты, поэтому помещение,
в котором производятся пуск и прогрев двигателя, дол-
жно хорошо вентилироваться.
Итак, вы за рулем нового, хорошо оборудованного ав-
томобиля. В добрый путь!
2.2. Дооборудовать новый
автомобиль, чтобы он стал
верным, надежным и красивым
«другом»
2.2.1. Подтягивание болтов и гаек
Подготовить инструмент, поставить автомобиль на
смотровую яму. Опуститься вниз под кузов, произвести
внешний осмотр и убедиться, что:
— все соединения тормозной гидросистемы сухие;
— нет подтеков сзади на колесах;
— шланги тормозной системы не перекручены;
— все корончатые гайки шарниров рулевых тяг за
шплинтованы;— резиновые чехлы шарниров равных угловых ско-
ростей (их четыре) не порваны и стяжные хомуты их на-
дежно крепят;
— резиновые чехлы шаровых опор подвески не по-
рваны;
— пробки отверстий в наличии.
Произвести подтяжку всех болтов:
— задней подвески;
— системы выпуска отработанных газов;
— защитного экрана нейтрализатора, если он есть;
— коробки передач;
— передней подвески;
— снять брызговик двигателя и подтянуть аккуратно
болты поддона картера.
Наверху необходимо проделать следующие операции:
— поднять автомобиль на домкрате, проверить, нет ли
люфта в подшипниках ступиц колес;
— снять передние колеса и проверить тормозные ме-
ханизмы, подтянуть болты;
— снять задние колеса и проверить задние тормозные
механизмы.
В двигательном отсеке:
— проверить уровень всех жидкостей и масел и при
необходимости долить;
— проверить затяжку болтов стоек рулевого управле-
ния и двигателя;
— проверить затяжку хомутов системы охлаждения и
лучше заменить их на червячные;
— смазать петли дверей и замки.
После всех этих операций можно спокойно ездить до
первого технического обслуживания.2.2.2. Охранная сигнализация,
чтобы спокойно спать
Обнаружить автомобиль там, где вы его оставили, вам
помогут охранные сигнализации.
Охранные средства можно квалифицировать следу-
ющим образом:
— замки, блокирующие органы управления и откры-
тие капота двигателя;
— устройства, исключающие пуск двигателя;
— электронные устройства, включающие звуковую
сигнализацию;
— устройства, затрудняющие съем с автомобиля от-
дельных его агрегатов.
Рассмотрим назначение каждого из них.
Замок на педали, на коробку передач, на вал рулевого
колеса или на само рулевое колесо практически ис-
ключает угон, но только когда автомобиль на виду.
Для этого устанавливаются следующие механические
средства защиты от угона:
— замок коробки передач DEFEND-LOCK. Этот аме-
риканский металлический замок надконсульного типа
устанавливается на рычаг коробки передач, а подкон-
сульный, практически незаметный, устанавливается на
тягу коробки передач и обеспечивает надежную защиту
вашего автомобиля;
— замки вала руля «Гарант». Отечественный проти-
воугонный замок «Гарант» блокирует рулевое управление
автомобиля, он установлен на нижней части рулевого
вала, в зоне между педалью тормоза и кронштейном ру-
левого управления. Вставленный стопор конусообразной
частью упирается в кронштейн рулевого управления содной стороны и в педаль тормоза — с другой. Надеж-
ность защиты обеспечивается сразу несколькими момен-
тами, заложенными в конструкцию, испытания подтвер-
дили большую устойчивость к взлому замка вала руля
«Гарант». Они обладают надежной защитой и высокой
секретностью.
На «десятке» капот открывается довольно-таки легко,
и защита вашего «друга» будет более надежной, если вы
вместе с электронной защитой поставите и защиту капота
двигателя. Американское электромеханическое устрой-
ство, блокирующее капот двигателя, HOOD LOCK ис-
ключает возможность доступа в подкапотное простран-
ство и тем самым затрудняет угон автомобиля.
Есть смысл ставить замок и на капот при наличии
даже электронной сигнализации. Попытаться отключить
сирену под закрытым капотом уже будет намного слож-
нее.
В настоящее время очень много различных электрон-
ных охранных устройств от не очень дорогих до очень.
Обычно такие сигнализации снабжены и объемным дат-
чиком, и датчиком от удара. К сигнализации добавляет-
ся еще много сервисных функций.
Одной из надежных и не очень дорогих систем явля-
ется электронная автомобильная охранная система с ди-
станционным управлением ALLIGATOR LX-440. Стан-
дартные функции системы следующие:
— 2 двухкнопочных программируемых передатчика и
возможность установки 4 таких передатчиков;
— двухканальный приемник;
— динамический код с использованием микропро-
цессора Keeloq;
— программируемый персональный код отключения
системы;— кнопочный выключатель Valet со следующими фун-
кциями:
а) включает и выключает сервисный режим,
б) отключает систему при потере или неработоспо-
собности радиопередатчика,
в) отключает режим Anti-Hijack;
— светодиодный индикатор с 7 режимами;
— шеститональная сирена;
— встроенное реле управления габаритными огнями;
— дистанционное управление замками дверей (тре-
буется установка дополнительных реле);
— блокировка стартера (требуется установка допол-
нительного реле);
— двухуровневый датчик удара с разъемным соедине-
нием;
— режим предупреждения;
— выход второго канала для управления замком ба-
гажника или дополнительными устройствами;
— входы отрицательного и положительного триггеров
дверей;
— вход отрицательного триггера капота/багажника;
— дистанционный режим «Паника»;
— ограниченное время работы режима тревоги;
— отключение режима тревоги в 2 этапа;
— усовершенствованный режим Anti-Hijack;
— питание системы через альтернативные сети при
отключении основного питания;
— звуковые и световые сигналы подтверждения при
постановке/снятии системы с охраны;
— предупреждение о предыдущих срабатываниях си-
стемы;
— память на 2 последних срабатывания системы с ука-
занием зоны/триггера;— быстрое отключение функции пассивной поста-
новки в режим охраны;
— автоматическая повторная постановка системы на
охрану;
— бесшумная постановка и снятие системы с охраны;
— постановка системы в режим охраны с отключени-
ем датчика;
— мгновенное включение сирены при срабатывании
системы;
— невозможность включения режима охраны при
включенном зажигании.
Программируемые функции системы следующие:
— пассивная постановка на охрану;
— пассивная постановка на охрану с запиранием дверей;
— долговременное выключение сигналов подтверж-
дения сирены;
— режим отключения системы (с помощью выклю-
чателя Valet или персонального кода);
— временное отключение зоны предупреждения дат-
чика после 5 срабатываний;
— автоматическое запирание дверей при включении
зажигания;
— автоматическое отпирание дверей при выключении
зажигания;
— функция срабатывания при падении напряжения;
— включение режима Anti-Hijack с помощью 3-го
канала передатчика;
— длительность импульса управления замками дверей:
1 или 3,5 с.
Ряд функций системы, описанных выше, могут быть
изменены (перепрограммированы) при установке сис-
темы по желанию владельца. Такие функции програм-
мируются только квалифицированными установщиками,
поскольку они используются в зависимости от типа ав-томобиля; в дальнейшем изменять эти функции нельзя,
так как это может вызвать сбой всей системы.
К устройству, затрудняющему съем с автомобиля со-
ставных колес, относятся блокиратор колес и секретные
болты для крепления колес.
Существует много способов защиты вашего автомо-
биля: есть возможность — устанавливайте все четыре раз-
новидности, нет — устанавливайте хотя бы одну, чтобы
душа у вас не очень болела, когда вы покинете своего
«друга».
2.2.3. Защищаем кузов и крылья
Защищать кузов желательно при покупке, об этом мы
уже сказали. Часто у многих встает вопрос — надо про-
водить антикоррозионную защиту или нет?
Многие автомобили имеют более 50 % оцинкованных
деталей. Но опыт подсказывает — надо это делать обяза-
тельно. Тем, кто собирается долго ездить — надо делать
для себя, а те, кто собираются продавать своего «друга»
через пару лет, должны учесть—защищенный кузов все-
гда ценится дороже. Практически любой кузов имеет
места, которые при сборке на конвейере не обрабатыва-
ются и их надо защищать. Действие грязи, влаги, снега
и особенно соли, да и просто время незащищенный ме-
талл старят.
Существует два вида защиты — пассивная и активная.
Пассивная изолирует поверхность металла от атмосфер-
ного воздействия. К пассивным относятся мастики, за-
щищающие днище, крылья и ниши амортизаторов. Ма-
стика наносится на очищенную сухую поверхность густым
слоем. На грязную поверхность наносить не надо и даже
вредно. Делать это надо перед началом активной езды.Мастики сохраняют свои свойства при низких тем-
пературах, обладают высокой абразивной стойкостью и
обеспечивают долговременную защиту; легкость нане-
сения достигается оптимальными физическими пара-
метрами материала. В настоящее время в магазинах име-
ется очень большой выбор мастик отечественного
производства, разработанных на основе новейших на-
учных открытий российских и зарубежных ученых в об-
ласти борьбы с коррозией.
К отечественным мастикам относятся:
«НОВА-Гриф» — препарат на восковой основе с би-
тумными компонентами, ингибиторами коррозии для
защиты днища автомобиля от воздействия песка, воды,
щебня и соли;
«НОВА-Голд» — препарат нового поколения с метал-
лизированным наполнителем. За счет введения напол-
нителя значительно повышается водостойкость пленки,
снижается внутреннее напряжение покрытия, мастика со
временем не трескается. Это приводит к повышению
надежности антикоррозийной защиты днища;
«НОВА-Плюс А» — также мастика нового поколения.
Это смесь модифицированных парафинистых полимеров
в нетоксичном растворителе. Она обеспечивает более
долговечную защиту металлических поверхностей со сле-
дами коррозии. Нейтральные модификаторы коррозии
препятствуют развитию коррозийных процессов;
«НОВА-Бицинк» — сверхновая отечественная масти-
ка. Эта цинконаполненная антикоррозийная мастика
комбинированного действия обеспечивает долговечную
защиту днища со следами ржавчины и полностью ржавых.
Она содержит цинкосодержащие ингредиенты — ингиби-
торы 3-го поколения, нейтральные модификаторы корро-
зии и продукты новейших технологий.Хорошо зарекомендовали себя и мастики, изготов-
ленные по голландской технологии и из голландских
материалов. Это «Tectyl-стандарт», «Tectyl-антигравий».
Активная защита преобразует поверхность металла,
делает его устойчивым против воздействия кислорода,
влаги и растворенной соли. К активным препаратам за-
щиты кузова от коррозии относится препарат «Мовиль-
Антикор». Свое название он получил от двух городов,
Москвы и Вильнюса, в которых размещались предпри-
ятия, принимавшие участия в его разработке.
«Мовиль-Антикор» — идеальное средство, проверен-
ное временем, для защиты следующих внутренних по-
лостей:
— крышка багажника;
— внутренние поверхности заднего крыла;
— моторный отсек;
— дверные фланцы;
— дверные жестяные полоски;
— дверные пороги;
— скрытые полости на днище.
Этот препарат обладает хорошей проникающей спо-
собностью между точечной сваркой и другими металли-
ческими поверхностями. Помните: «Мовиль-Антикор»
не наносится на резиновые и синтетические поверхно-
сти, он их разрушает.
К другим средствам активной защиты, разработанным
по новым технологиям, относятся следующие оте-
чественные препараты:
«НОВА-Реал» — состав для обработки скрытых полостей
автомобиля. Основу его составляет модифицированный
парафин с ингибиторами коррозии. Специально разрабо-
тан для российских условий эксплуатации. Он обладает
прекрасными влаговытесняющими свойствами, отлич-
ной адгезией, не подвержен старению и остается пластич-ным даже при низких температурах. Технология нанесе-
ния обеспечивает высокое качество обработки без свер-
ления дополнительных отверстий в кузове автомобиля.
Состав не имеет резкого запаха, он практически бесцве-
тен и не загрязняет автомобиль;
«НОВА-Флай» — в основе мастики специальные ком-
поненты, полученные из нефтепродуктов, в нетоксичном
растворителе. Он обладает высокой проникающей спо-
собностью;
«НОВА-Плюс МЛ» — основу мастики составляет
смесь модифицированных парафиновых полимеров в не-
токсичном растворителе. Содержит высокоэффективные
модификаторы коррозии и ингибиторы щелевой корро-
зии;
«НОВА-Бицинк» — мастика комбинированного дей-
ствия, обеспечивает долговечную защиту как днища, так
и других металлических поверхностей со следами ржав-
чины.
К препаратам активной защиты скрытых полостей
автомобиля относятся такие материалы, как «Tectyl-
бронза» и «Tectyl-цинк», изготовленные по голландской
технологии.
К зарубежным препаратам относятся:
WAXOL - из Швейцарии,
SOUDAL — из Бельгии,
DINITROL — из Швеции.
К самостоятельной обработке кузова обычно прибе-
гают те, для кого труд по защите своего «друга» — лич-
ное дело, кто не доверяет его другим. Но немаловажное
значение для многих имеет то, что это обойдется им в
пять раз дешевле, а то и больше. Однако когда деньги
имеются, а времени нет, — есть много фирм, которые
приведут кузов в порядок.Если обработать днище крыльев и кузов в районе ко-
лес только мастикой, то она может прослужить около 2—
3 лет. Под воздействием песка, щебня, соли она раз-
рушается. Поэтому после обработки кузова и крыльев
обязательно надо ставить чашеобразные подкрылки из
стеклопластика или других материалов. Лучшим матери-
алом для подкрылков считается высокополиуретановый
композит. Кроме стойкости к соли и песку он обладает
и ударной вязкостью. Он повторяет конфигурацию крыла
и очень хорошо защищает кузов автомобиля. Некоторые
фирмы выпускают подкрылки вместе с брызговиком, это
очень хорошо, но если вы купили без брызговика, то сде-
лайте его
Сведения об авторе
Клочанов Николай Ильич — старший преподаватель цен-
тра безопасности дорожного движения, тренер Ростовской
юношеской команды по автомногоборью — неоднократной
победительницы чемпионата России по юношескому авто-
многоборью, автор популярных книг по вождению и эксп-
луатации автомобилей.
В книге даны три варианта обучения кандидата в води-
тели, подготовки автомобиля к его надежной и безопасной
эксплуатации. Рассмотрены основы безопасного управления
автомобилем и даны советы по совершенствованию навыков
безопасного управления автомобилем в различных дорожных
условиях. Особое внимание уделено взаимодействию води-
теля с другими водителями, пешеходами, пассажирами и со-
трудниками ГАИ.
В книге изложены сведения, полезные для водителя, ко-
торые он может применять в результате эксплуатации авто-
мобиля.
Книга может быть использована главным образом лица-
ми, готовящимися стать водителями, а также мастерами про-
изводственного обучения и преподавателями. Представляет
интерес для водителей, занятых обучением вождению, и для
водителей, повышающих свою квалификацию.
ISBN 5-222-03470-4 ББК 84
© Клочанов Н. И., 2003
© Оформление, изд-во «Феникс», 2003Вместо предисловия
Решив приобрести автомобиль, вы и представить себе
не можете, насколько сильно изменится ваша жизнь. Вы
не просто перейдете из разряда пешеходов в разряд во-
дителей. Вы вступите в совершенно другой мир. Маши-
на изменит очень многое: ваши привычки, темп и стиль
жизни, ваш бюджет. Машина станет вашим верным дру-
гом и любимым чадом. Вы будете готовы в чем-то урезать
свои желания и потребности ради того, чтобы ей было
хорошо. В свою очередь, автомобиль сделает вашу жизнь
более комфортной, значительно расширит географию
ваших поездок, сможет показать вам места, где вы никог-
да не бывали, причем не только в своей стране, но и за
ее пределами. Конечно, хлопот и проблем у вас значи-
тельно прибавится, особенно если вы приобретете подер-
жанный автомобиль. Возможно, в какие-то моменты он
будет для вас обузой в материальном плане. И все же,
если вы решили, что автомобиль вам необходим и вы
готовы изменить привычный уклад жизни, не сомневай-
тесь: ваши хлопоты окупятся.
Какие же черты характера необходимы водителю?
Часто говорят: «Нигде так не проявляется характер че-
ловека как через управление автомобилем».
Между тем управление автомобилем стало обычной
повседневной деятельностью. Мы можем, перефразиро-
вав это выражение, также сказать, что человек «ведет себя
так, как он управляет автомобилем». Опыт, приобретен-
ный при управлении автомобилем, осмысление данногоопыта, а также познание самого себя, которое из этого
вытекает, в немалой степени определяют наше поведение
в каждом случае. Если у некоторых людей управление ав-
томобилем может выявить отрицательные черты их ха-
рактера, то для большинства оно является превосходным
случаем развить лучшие качества и способности.
Управлять автомобилем — это научиться властвовать
над слепой его силой, это — научиться представлять, что-
бы предвидеть, это — приобрести способность прини-
мать решения быстро и точно.
Это также значит научиться проявлять по отношению
к другому водителю определенную солидарность и тер-
пимость.
Терпение. Оно понадобится не только в процессе обу-
чения, но и в сложных ситуациях на дороге.
Сосредоточенность. Находясь за рулем автомобиля,
необходимо максимально оградить себя от посторонних
отвлекающих действий:
— разговоров с пассажирами;
— пользования мобильной связью, плейером и т. п.
Умение прогнозировать ситуацию. Безусловно, это ка-
чество придет с опытом вождения, но учиться и разви-
вать его следует с первых шагов. Вы должны постоянно
анализировать поведение других водителей, чтобы во-
время отреагировать на опасную ситуацию.
Контролирование своих эмоций. Вспыльчивость и раз-
дражительность могут привести к аварийной ситуации на
дороге. Конечно, не всегда удается оставаться спокой-
ным, когда перед вами маячит недисциплинированный
водитель. Иногда один такой «умник» способен спрово-
цировать остальных участников движения. В данной си-туации всегда можно найти достойный выход, пере-
строившись в другой ряд или увеличив дистанцию между
автомобилями. Не следует пренебрегать и физическим со-
стоянием вашего организма. Если вы испытываете недо-
могание или усталость — стоит отложить поездку. Если
вы решили принять лекарство, чтобы улучшить свое со-
стояние, помните, что оно ни в коем случае не должно
повлиять на вашу способность управлять автомобилем.
Внимательно прочитайте аннотацию или проконсульти-
руйтесь с врачом.
Если вы почувствовали усталость во время поездки,
найдите безопасное место для стоянки, выйдите из
машины и подышите свежим воздухом. Даже несколько
минут отдыха вернут вам необходимую бодрость.
Ответственность. Садясь за руль автомобиля, вы дол-
жны помнить, что от вашего водительского умения зави-
сит не только ваша жизнь, но и жизнь ваших пассажиров.
Кроме того, пешеходы и другие водители также должны
находиться в зоне вашего внимания.
Выработка правильных привычек и навыков. Очень важ-
но с первых уроков вождения приучать себя к разумным
и продуманным действиям. У вас должен быть выработан
определенный ритуал поведения за рулем. Езда на авто-
мобиле должна доставлять радость и максимум удобства,
а это возможно, если вы будете строго следовать Прави-
лам дорожного движения.
Хорошее знание управления автомобилем должно за-
ключаться в серьезном обучении: ни виртуозность, ни ос-
торожность не могут заменить длительного внимательно-
го наблюдения за другими водителями: и теми, кто
внушает доверие, и теми, кого следует опасаться.Лишь длительный опыт и критическое его осмысле-
ние могут позволить предугадать невидимое, предвидеть
непредвиденное, не дать застать себя врасплох.
Искусство хорошо управлять автомобилем зависит
именно от этого предвидения, которое позволяет само-
му водителю избегать «неприятных историй» и не впуты-
вать в них других.
Книга предназначена тому водителю, который уже
встречался с трудными ситуациями и который желает
еще лучше понять методику безопасного способа управ-
ления автомобилем.ВАРИАНТЫ ПОДГОТОВКИ
КАНДИДАТА В ВОДИТЕЛИ
1.1. Подготовка в специальных
автошколах
Для того чтобы составить представление о масштабах
подготовки водителей у нас в стране, можно привести
следующие данные. Только в Минавтотрансе России
действует около 200 учебных комбинатов и автомобильных
школ, расположенных во всех областях, краях и респуб-
ликах, и около 1000 учебных курсов. Обучение водителей
организовано в ряде других министерств, ведомств и
организаций (например, в институтах, техникумах и в си-
стеме профобразования).
Основной организацией, занятой подготовкой води-
телей, является РОСТО. В системе РОСТО имеется раз-
витая сеть учебных заведений для подготовки водителей,
в которой насчитывается свыше 800 автомобильных школ
и более 5000 спортивно-технических клубов. Но в шко-
лах РОСТО могут пройти обучение только около трети
владельцев автомобилей, желающих получить водитель-
ское удостоверение.Для подготовки водителей легковых автомобилей и
мотоциклов используется и широкая сеть автошкол Доб-
ровольного общества автолюбителей.
С постепенным ростом промышленного потенциала
нашей страны и развитием новой структуры экономичес-
ких отношений в России появились условия для массо-
вого выпуска автомобилей различных типов и особенно
легковых автомобилей. Были созданы условия для прито-
ка в нашу страну автомобильного транспорта из-за рубе-
жа. Встречается в печати даже выражение: рост автомо-
бильного транспорта в России стал могильщиком
социализма.
В настоящее время все ведомства, которые занимаются
подготовкой водительских кадров, планируют расшире-
ние учебной сети. Но потребности новых экономических
отношений в водителях, а также число лиц, желающих
получить водительские удостоверения, столь быстро
возрастают, что для решения данной проблемы подклю-
чается большая сеть частных учебных курсов.
Сегодня без труда можно найти подходящее место
подготовки недалеко от своей работы или дома. Доста-
точно воспользоваться газетной, телевизионной или
радиорекламой. Можно переписать номер телефона с
борта учебного автомобиля.
Отличительной особенностью современных учебных
заведений является то, что стоимость обучения в них раз-
ная, сроки обучения от одного до шести месяцев. Это за-
висит от места расположения автошколы, наличия
квалифицированных преподавателей и мастеров произ-
водственного обучения, учебной материальной базы И
автодрома. Зайдите в одно, другое учебное заведение, по-
интересуйтесь наличием учебной базы, поговорите с уче-
никами и друзьями, которые обучаются или получили
недавно водительские удостоверения.В учебном заведении по подготовке водителей созда-
ются учебные группы численностью от 15 до 30 человек.
Занятия проводятся 3—4 раза в неделю, могут создаваться
группы, в которых занятия будут проходить по субботам
и воскресеньям, в этом случае обучение обходится до-
роже. Продолжительность учебного часа по теории и
практике 45 минут.
Учебный план подготовки водителей обычно включает
в себя следующие предметы обучения: Правила дорож-
ного движения, устройство и техническое обслуживание
автомобиля, основы безопасного управления автомоби-
лем, безопасность движения, ответственность за наруше-
ние ПДА, первая медицинская помощь пострадавшим
при ДТП.
Обучение вождению автомобиля проводится с учетом
индивидуальных способностей обучаемых по одному из
трех вариантов:
1) для лиц, не имеющих первоначальных навыков
вождения автомобиля — 24 учебных часа.
2) для лиц, имеющих первоначальные навыки вожде-
ния автомобиля — по сокращенной программе.
3) для лиц, не овладевших навыками вождения авто-
мобиля по варианту 1 — по увеличенной программе в
объеме 10 и более часов.
Размер платы за обучение устанавливается в зависимо-
сти от количества часов, выделенных обучаемому.
Для определения качества усвоения тем предмета и
оценки знаний обучаемых проводятся итоговые занятия.
При проведении занятий по устройству и техническо-
му обслуживанию автомобиля главное внимание обраща-
ется на знание и умение обучаемых обнаруживать и уст-
ранять неисправности, которые влияют на безопасность
движения, а также проверять техническое состояние авто»мобиля перед выездом и выполнять работы по техничес-
кому обслуживанию после возвращения из рейса.
Обучение вождению автомобиля проводится на авто-
тренажере (при наличии), закрытой площадке (автодро-
ме) для учебной езды и на дорогах по учебным маршру-
там.
Обучение заканчивается внутренними экзаменами по
теоретическим предметам и по практическому вождению
автомобиля.
Обучаемым, сдавшим экзамены, выдаются свидетель-
ства установленного образца о прохождении обучения,
которые представляются в ГАИ перед сдачей экзаменов.
1.2. Подготовка юношей и девушек
в юношеских автомобильных
школах
Наиболее перспективным и прогрессивным методом
подготовки водителей является обучение водительской
профессии старшеклассников общеобразовательных
средних школ, которое начало осуществляться еще с
1969 года. Для подготовки водителей в средних школах
разрешалось использовать время, отводимое по учебно-
му плану на трудовое обучение, а также проводились фа-
культативные занятия. В штаты школ вводились инструк-
торы по практическому вождению автомобилей, школы
закреплялись за автотранспортными предприятиями для
получения необходимой технической помощи.
Создание необходимой материальной базы школ, при-
обретение автомобилей, запасных частей, топливосма-
зочных материалов требует крупных капиталовложений,
в Министерстве образования, естественно, на это внастоящее время денег нет. И этот прогрессивный метод
не имел своего продолжения.
Очевидно, целесообразно учесть опыт некоторых стран,
которые раньше, чем мы, столкнулись с проблемами
широкой автомобилизации. В США, например, более
60 % всех водителей проходят подготовку в общеобразо-
вательных школах. Занятия автоделом включены в про-
граммы более 70 % общеобразовательных школ.
Серьезное изучение Правил дорожного движения, ос-
нов безопасного управления автомобилем, правил безо-
пасного поведения на дорогах должно находить законное
место в школе. Юные проявляют интерес к автомобилю
задолго до разрешенного для вождения возраста. Эти
знания им в жизни пригодятся не меньше, чем знания
таблицы умножения.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» тре-
бует, чтобы указанный метод подготовки существовал в
общеобразовательной школе, может, тогда в нашей стра-
не будет меньше дорожно-транспортного травматизма.
Но подготовка юношей к получению водительского
удостоверения в 18 лет, в день своего рождения, в нашей
стране не прекратилась. Сегодня в половине регионов
России работают юношеские автомобильные школы,
которые готовят юных автомобилистов с 10 лет. С ними
изучают Правила дорожного движения, устройство и тех-
ническое обслуживание автомобиля, основы безопасно-
го управления автомобилем, правовые основы и оказание
первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП,
обучают практическому вождению автомобиля.Суще-
ствуют трех- и одногодичные программы.
Обучение заканчивается внутренними экзаменами: по
устройству и техническому обслуживанию автомобиля;
по Правилам дорожного движения; по основам безопас-ного управления автомобилем; по практическому вожде-
нию автомобиля.
Юноши, сдавшие успешно экзамены, в 17 лет представ-
ляются в ГАИ для сдачи экзаменов, и лицам, не достиг-
шим 18 лет на момент сдачи экзамена, проставляется в
водительское удостоверение срок его действия с момен-
та достижения 18 лет. В день рождения это удостовере-
ние выдается.
В этих школах юношей, показавших умелое управле-
ние автомобилем и отличные знания Правил дорожного
движения, отбирают в спортивные группы, в которых
они готовятся к всероссийским соревнованиям. Ассоци-
ация юношеских автомобильных школ России при Ми-
нистерстве транспорта ежегодно проводит чемпионат
России по юношескому автомногоборью. К соревнова-
ниям допускаются юноши с 11 до 17 лет. Неоднократны-
ми победителями этих соревнований были юноши из
автомобильных школ Ростова-на-Дону, Саратова, Благо-
вещенска, Москвы, Ставрополя и других городов России.
1.3. Самостоятельная подготовка
В правилах сдачи квалификационных экзаменов,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от
08,07.97 в п. 8 записано: «Допускается самостоятельная
подготовка на получение права на управление транспор-
тным средством категории «А» и «В» в объеме соответ-
ствующих программ».
Следовательно, те, кто решил сдавать экзамены само-
стоятельно, а не через систему автомобильных школ,
могут готовиться к сдаче экзаменов индивидуально, но
в объеме программ таких школ. Данное пособие со-ставлено в объеме указанных программ и может служит
основой для подготовки.
Такой вариант может широко использоваться в тех ме-
стах, где сеть автомобильных школ и курсов оказывает-
ся недостаточной или специфика работы либо семейных
обстоятельств не позволяет использовать коллективную
подготовку.
Читатель, очевидно, понимает, что в данном пункте рас-
сматривается тот вариант подготовки, когда кандидат в во-
дители получает соответствующие знания путем изучения
необходимой литературы, а не тот, когда вы самостоятельно
за личные деньги или за деньги родителей покупаете води-
тельское удостоверение у криминальных лиц.
Опыт сдачи экзаменов в ГАИ лиц, прошедших само-
стоятельную подготовку, показывает, что теоретических
знаний и практических навыков для успешной сдачи ими
экзаменов не хватает. Низкий процент сдачи экзаменов
с первого раза у этих лиц не только потому, что к ним
экзаменационная комиссия «Придирается».
Если вы решили использовать самостоятельный вари-
ант подготовки, то к нему нужно отнестись так же серьез-
но, как и к подготовке в автошколе.
Помните. От ваших знаний, умений и навыков зави-
сит ваша жизнь и жизнь ваших пассажиров. Вы собирае-
тесь управлять транспортным средством повышенной
опасности. Эта профессия — одна из самых опасных в
мире.
Для самостоятельной подготовки вам необходимо
приобрести или попросить у знакомых следующую лите-
ратуру:
1. Комплексный учебник, включающий в себя прави-
ла и другие теоретические вопросы, необходимые для
успешной подготовки. Этим учебником могут быть или
данная книга или «Правила дорожного движения и ос-новы безопасного управления автомобилем», авторы:
В.А. Иларионов и др.
2. Правила дорожного движения с 2002 г. издания, луч-
ше с комментариями и пояснениями.
3. Экзаменационные билеты с 2002 г. издания катего-
рии «А», «В» или «С, D». В каждом билете по 20 вопро-
сов, но они отличаются только двумя.
4. Ответы или комментарии к экзаменационным биле-
там с 2002 года издания.
5. Устройство и техническое обслуживание транспорт-
ного средства, которым вы собираетесь управлять.
6. Компьютерные диски или видеокассеты с обучаю-
щими программами, естественно, если у вас есть возмож-
ность их использовать.
Если в комплексном учебнике не рассматриваются
вопросы безопасности дорожного движения, правовые
вопросы и оказания медицинской помощи, то литерату-
ра по этим вопросам тоже нужна. Соответствующие воп-
росы также есть в экзаменационных билетах.
Изучая экзаменационные билеты, не пытайтесь зуб-
рить цифры правильных ответов. Это не только потерян-
ное время; его понадобится значительно больше, чем
если сразу узнать, почему правильный этот ответ, а дру-
гие совсем неправильные или неполные.
1.4 . Квалификационные требования
к кандидату в водители
после прохождения обучения
Кандидат в водители после прохождения обучения
должен уметь:— технически грамотно эксплуатировать автомобиль;
— управлять автомобилем в различных дорожных и
метеорологических условиях;
— соблюдать Правила дорожного движения, уверен-
но действовать в сложной дорожной обстановке и не до-
пускать дорожно-транспортных происшествий;
— проверять техническое состояние автомобиля перед
выездом в рейс и проводить работы по техническому
обслуживанию после возвращения из рейса;
— определять и устранять неисправности, возникаю-
щие в пути, с помощью имеющегося в автомобиле инст-
румента;
— оказывать самопомощь и первую помощь постра-
давшим при дорожно-транспортных происшествиях и
соблюдать требования по их транспортировке.
должен знать:
— назначение, расположение, устройство, принцип
действия основных механизмов и приборов автомобиля;
— правила дорожного движения, Основы управления
автомобилем и безопасности движения, причины дорож-
но-транспортных происшествий и способы их предуп-
реждения;
— признаки, причины неисправностей механизмов и
приборов, возникающих в пути, и способы их устране-
ния.
— основные работы, выполняемые при проведении
технического обслуживания автомобиля;
— влияние погодных условий (дождь, туман, гололед
и др.) на безопасность движения и способы предотвраще-
ния дорожно-транспортных происшествий;
— приемы и последовательность действий при оказа-
нии первой помощи пострадавшим при дорожно-транс-
портных происшествиях;— правила техники безопасности при техническом об-
служивании автомобиля и обращении с эксплуатационны-
ми материалами (бензин, электролит, охлаждающие жид-
кости, масла);
— правовые основы и ответственность за нарушение
Правил дорожного движения, порядка и правил эксплуа-
тации автомобиля и загрязнение окружающей среды.ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ
К ДВИЖЕНИЮ
2.1. Общее ознакомление
с автомобилем
Перед вами ваш новый автомобиль. Сколько было
споров о том, какая модель, какой цвет предпочтитель-
ней. Теперь все позади. Но не спешите садиться в него,
задумайтесь о том, что представляет собой ваше новое
приобретение.
Это современный автомобиль, имеющий существен-
ные преимущества перед ранее выпускавшимися и вме-
сте с тем таящий в себе неожиданности, которые следует
знать. Ясно, что вы приобрели надежную и удобную ма-
шину. Она доставит вам много радости, если прислуша-
етесь к советам:
— научитесь легко определять скорость и всегда по-
мните, чем опасна высокая скорость;
— научитесь правильно выполнять маневр обгона на
высоких скоростях, а это искусство, и приходит оно по-
степенно;— тормоза должны работать безотказно, умение ими
пользоваться позволит вам безопасно ездить;
— необходимо постоянно следить за состоянием и дав-
лением воздуха в шинах колес;
— обязательными принадлежностями автомобиля
являются аптечка, огнетушитель и знак аварийной оста-
новки;
— помните: тушение пожара на автомобиле имеет
свою специфику. Если он возник, то прежде всего
отсоедините бензобак от мотора. Сделайте это, сорвав
бензопровод с бака;
— знак аварийной остановки яркий и имеет светоот-
ражающую поверхность, которую видно днем и ночью;
— постарайтесь установить на своем автомобиле анти-
статик, наличие зарядов на кузове и деталях автомобиля
отрицательно сказывается на самочувствии водителя и
может вызвать удар током. Полоска из токопроводящей
резины защитит вас от этого;
— не забудьте оборудовать свой автомобиль противо-
угонными средствами;
— органы управления и приборы сигнализации в со-
временных автомобилях имеют многофункциональное
назначение, их много и даже есть компьютеры. Исполь-
зование каждого из них требует определенных навыков.
Необходимо научиться пользоваться ими и запомнить
функции каждого органа управления и прибора. Их на-
значение детально изложенно в руководстве по эксплуа-
тации;
— внимательно прочитайте руководство по эксплуата-
ции вашего автомобиля, прилагаемое к нему, а еще луч-
ше, приобретите более солидное, их сейчас очень много.
И еще один совет. Не спешите развешивать в салоне
автомобиля флажки, игрушки, амулеты, укладывать на
полку у заднего стекла собачек, качающих головой, на-клеивать на стекла заграничные наклейки с непонятны-
ми надписями, вешать шторки, сильно затемнять стекла
и задние фонари. Все, что попадает в поле зрения, неиз-
бежно отвлекает ваше внимание, а то, что попадает в поле
зрения других водителей, отвлекает их от дороги. Ведь
недаром министерство транспорта ФРГ недавно запрети-
ло украшать салоны автомобилей безделушками, отвле-
кающими внимание водителей. В перечне запрещенных
предметов — амулеты, термометры, компасы, различные
наклейки;
— отработанные газы ядовиты, поэтому помещение,
в котором производятся пуск и прогрев двигателя, дол-
жно хорошо вентилироваться.
Итак, вы за рулем нового, хорошо оборудованного ав-
томобиля. В добрый путь!
2.2. Дооборудовать новый
автомобиль, чтобы он стал
верным, надежным и красивым
«другом»
2.2.1. Подтягивание болтов и гаек
Подготовить инструмент, поставить автомобиль на
смотровую яму. Опуститься вниз под кузов, произвести
внешний осмотр и убедиться, что:
— все соединения тормозной гидросистемы сухие;
— нет подтеков сзади на колесах;
— шланги тормозной системы не перекручены;
— все корончатые гайки шарниров рулевых тяг за
шплинтованы;— резиновые чехлы шарниров равных угловых ско-
ростей (их четыре) не порваны и стяжные хомуты их на-
дежно крепят;
— резиновые чехлы шаровых опор подвески не по-
рваны;
— пробки отверстий в наличии.
Произвести подтяжку всех болтов:
— задней подвески;
— системы выпуска отработанных газов;
— защитного экрана нейтрализатора, если он есть;
— коробки передач;
— передней подвески;
— снять брызговик двигателя и подтянуть аккуратно
болты поддона картера.
Наверху необходимо проделать следующие операции:
— поднять автомобиль на домкрате, проверить, нет ли
люфта в подшипниках ступиц колес;
— снять передние колеса и проверить тормозные ме-
ханизмы, подтянуть болты;
— снять задние колеса и проверить задние тормозные
механизмы.
В двигательном отсеке:
— проверить уровень всех жидкостей и масел и при
необходимости долить;
— проверить затяжку болтов стоек рулевого управле-
ния и двигателя;
— проверить затяжку хомутов системы охлаждения и
лучше заменить их на червячные;
— смазать петли дверей и замки.
После всех этих операций можно спокойно ездить до
первого технического обслуживания.2.2.2. Охранная сигнализация,
чтобы спокойно спать
Обнаружить автомобиль там, где вы его оставили, вам
помогут охранные сигнализации.
Охранные средства можно квалифицировать следу-
ющим образом:
— замки, блокирующие органы управления и откры-
тие капота двигателя;
— устройства, исключающие пуск двигателя;
— электронные устройства, включающие звуковую
сигнализацию;
— устройства, затрудняющие съем с автомобиля от-
дельных его агрегатов.
Рассмотрим назначение каждого из них.
Замок на педали, на коробку передач, на вал рулевого
колеса или на само рулевое колесо практически ис-
ключает угон, но только когда автомобиль на виду.
Для этого устанавливаются следующие механические
средства защиты от угона:
— замок коробки передач DEFEND-LOCK. Этот аме-
риканский металлический замок надконсульного типа
устанавливается на рычаг коробки передач, а подкон-
сульный, практически незаметный, устанавливается на
тягу коробки передач и обеспечивает надежную защиту
вашего автомобиля;
— замки вала руля «Гарант». Отечественный проти-
воугонный замок «Гарант» блокирует рулевое управление
автомобиля, он установлен на нижней части рулевого
вала, в зоне между педалью тормоза и кронштейном ру-
левого управления. Вставленный стопор конусообразной
частью упирается в кронштейн рулевого управления содной стороны и в педаль тормоза — с другой. Надеж-
ность защиты обеспечивается сразу несколькими момен-
тами, заложенными в конструкцию, испытания подтвер-
дили большую устойчивость к взлому замка вала руля
«Гарант». Они обладают надежной защитой и высокой
секретностью.
На «десятке» капот открывается довольно-таки легко,
и защита вашего «друга» будет более надежной, если вы
вместе с электронной защитой поставите и защиту капота
двигателя. Американское электромеханическое устрой-
ство, блокирующее капот двигателя, HOOD LOCK ис-
ключает возможность доступа в подкапотное простран-
ство и тем самым затрудняет угон автомобиля.
Есть смысл ставить замок и на капот при наличии
даже электронной сигнализации. Попытаться отключить
сирену под закрытым капотом уже будет намного слож-
нее.
В настоящее время очень много различных электрон-
ных охранных устройств от не очень дорогих до очень.
Обычно такие сигнализации снабжены и объемным дат-
чиком, и датчиком от удара. К сигнализации добавляет-
ся еще много сервисных функций.
Одной из надежных и не очень дорогих систем явля-
ется электронная автомобильная охранная система с ди-
станционным управлением ALLIGATOR LX-440. Стан-
дартные функции системы следующие:
— 2 двухкнопочных программируемых передатчика и
возможность установки 4 таких передатчиков;
— двухканальный приемник;
— динамический код с использованием микропро-
цессора Keeloq;
— программируемый персональный код отключения
системы;— кнопочный выключатель Valet со следующими фун-
кциями:
а) включает и выключает сервисный режим,
б) отключает систему при потере или неработоспо-
собности радиопередатчика,
в) отключает режим Anti-Hijack;
— светодиодный индикатор с 7 режимами;
— шеститональная сирена;
— встроенное реле управления габаритными огнями;
— дистанционное управление замками дверей (тре-
буется установка дополнительных реле);
— блокировка стартера (требуется установка допол-
нительного реле);
— двухуровневый датчик удара с разъемным соедине-
нием;
— режим предупреждения;
— выход второго канала для управления замком ба-
гажника или дополнительными устройствами;
— входы отрицательного и положительного триггеров
дверей;
— вход отрицательного триггера капота/багажника;
— дистанционный режим «Паника»;
— ограниченное время работы режима тревоги;
— отключение режима тревоги в 2 этапа;
— усовершенствованный режим Anti-Hijack;
— питание системы через альтернативные сети при
отключении основного питания;
— звуковые и световые сигналы подтверждения при
постановке/снятии системы с охраны;
— предупреждение о предыдущих срабатываниях си-
стемы;
— память на 2 последних срабатывания системы с ука-
занием зоны/триггера;— быстрое отключение функции пассивной поста-
новки в режим охраны;
— автоматическая повторная постановка системы на
охрану;
— бесшумная постановка и снятие системы с охраны;
— постановка системы в режим охраны с отключени-
ем датчика;
— мгновенное включение сирены при срабатывании
системы;
— невозможность включения режима охраны при
включенном зажигании.
Программируемые функции системы следующие:
— пассивная постановка на охрану;
— пассивная постановка на охрану с запиранием дверей;
— долговременное выключение сигналов подтверж-
дения сирены;
— режим отключения системы (с помощью выклю-
чателя Valet или персонального кода);
— временное отключение зоны предупреждения дат-
чика после 5 срабатываний;
— автоматическое запирание дверей при включении
зажигания;
— автоматическое отпирание дверей при выключении
зажигания;
— функция срабатывания при падении напряжения;
— включение режима Anti-Hijack с помощью 3-го
канала передатчика;
— длительность импульса управления замками дверей:
1 или 3,5 с.
Ряд функций системы, описанных выше, могут быть
изменены (перепрограммированы) при установке сис-
темы по желанию владельца. Такие функции програм-
мируются только квалифицированными установщиками,
поскольку они используются в зависимости от типа ав-томобиля; в дальнейшем изменять эти функции нельзя,
так как это может вызвать сбой всей системы.
К устройству, затрудняющему съем с автомобиля со-
ставных колес, относятся блокиратор колес и секретные
болты для крепления колес.
Существует много способов защиты вашего автомо-
биля: есть возможность — устанавливайте все четыре раз-
новидности, нет — устанавливайте хотя бы одну, чтобы
душа у вас не очень болела, когда вы покинете своего
«друга».
2.2.3. Защищаем кузов и крылья
Защищать кузов желательно при покупке, об этом мы
уже сказали. Часто у многих встает вопрос — надо про-
водить антикоррозионную защиту или нет?
Многие автомобили имеют более 50 % оцинкованных
деталей. Но опыт подсказывает — надо это делать обяза-
тельно. Тем, кто собирается долго ездить — надо делать
для себя, а те, кто собираются продавать своего «друга»
через пару лет, должны учесть—защищенный кузов все-
гда ценится дороже. Практически любой кузов имеет
места, которые при сборке на конвейере не обрабатыва-
ются и их надо защищать. Действие грязи, влаги, снега
и особенно соли, да и просто время незащищенный ме-
талл старят.
Существует два вида защиты — пассивная и активная.
Пассивная изолирует поверхность металла от атмосфер-
ного воздействия. К пассивным относятся мастики, за-
щищающие днище, крылья и ниши амортизаторов. Ма-
стика наносится на очищенную сухую поверхность густым
слоем. На грязную поверхность наносить не надо и даже
вредно. Делать это надо перед началом активной езды.Мастики сохраняют свои свойства при низких тем-
пературах, обладают высокой абразивной стойкостью и
обеспечивают долговременную защиту; легкость нане-
сения достигается оптимальными физическими пара-
метрами материала. В настоящее время в магазинах име-
ется очень большой выбор мастик отечественного
производства, разработанных на основе новейших на-
учных открытий российских и зарубежных ученых в об-
ласти борьбы с коррозией.
К отечественным мастикам относятся:
«НОВА-Гриф» — препарат на восковой основе с би-
тумными компонентами, ингибиторами коррозии для
защиты днища автомобиля от воздействия песка, воды,
щебня и соли;
«НОВА-Голд» — препарат нового поколения с метал-
лизированным наполнителем. За счет введения напол-
нителя значительно повышается водостойкость пленки,
снижается внутреннее напряжение покрытия, мастика со
временем не трескается. Это приводит к повышению
надежности антикоррозийной защиты днища;
«НОВА-Плюс А» — также мастика нового поколения.
Это смесь модифицированных парафинистых полимеров
в нетоксичном растворителе. Она обеспечивает более
долговечную защиту металлических поверхностей со сле-
дами коррозии. Нейтральные модификаторы коррозии
препятствуют развитию коррозийных процессов;
«НОВА-Бицинк» — сверхновая отечественная масти-
ка. Эта цинконаполненная антикоррозийная мастика
комбинированного действия обеспечивает долговечную
защиту днища со следами ржавчины и полностью ржавых.
Она содержит цинкосодержащие ингредиенты — ингиби-
торы 3-го поколения, нейтральные модификаторы корро-
зии и продукты новейших технологий.Хорошо зарекомендовали себя и мастики, изготов-
ленные по голландской технологии и из голландских
материалов. Это «Tectyl-стандарт», «Tectyl-антигравий».
Активная защита преобразует поверхность металла,
делает его устойчивым против воздействия кислорода,
влаги и растворенной соли. К активным препаратам за-
щиты кузова от коррозии относится препарат «Мовиль-
Антикор». Свое название он получил от двух городов,
Москвы и Вильнюса, в которых размещались предпри-
ятия, принимавшие участия в его разработке.
«Мовиль-Антикор» — идеальное средство, проверен-
ное временем, для защиты следующих внутренних по-
лостей:
— крышка багажника;
— внутренние поверхности заднего крыла;
— моторный отсек;
— дверные фланцы;
— дверные жестяные полоски;
— дверные пороги;
— скрытые полости на днище.
Этот препарат обладает хорошей проникающей спо-
собностью между точечной сваркой и другими металли-
ческими поверхностями. Помните: «Мовиль-Антикор»
не наносится на резиновые и синтетические поверхно-
сти, он их разрушает.
К другим средствам активной защиты, разработанным
по новым технологиям, относятся следующие оте-
чественные препараты:
«НОВА-Реал» — состав для обработки скрытых полостей
автомобиля. Основу его составляет модифицированный
парафин с ингибиторами коррозии. Специально разрабо-
тан для российских условий эксплуатации. Он обладает
прекрасными влаговытесняющими свойствами, отлич-
ной адгезией, не подвержен старению и остается пластич-ным даже при низких температурах. Технология нанесе-
ния обеспечивает высокое качество обработки без свер-
ления дополнительных отверстий в кузове автомобиля.
Состав не имеет резкого запаха, он практически бесцве-
тен и не загрязняет автомобиль;
«НОВА-Флай» — в основе мастики специальные ком-
поненты, полученные из нефтепродуктов, в нетоксичном
растворителе. Он обладает высокой проникающей спо-
собностью;
«НОВА-Плюс МЛ» — основу мастики составляет
смесь модифицированных парафиновых полимеров в не-
токсичном растворителе. Содержит высокоэффективные
модификаторы коррозии и ингибиторы щелевой корро-
зии;
«НОВА-Бицинк» — мастика комбинированного дей-
ствия, обеспечивает долговечную защиту как днища, так
и других металлических поверхностей со следами ржав-
чины.
К препаратам активной защиты скрытых полостей
автомобиля относятся такие материалы, как «Tectyl-
бронза» и «Tectyl-цинк», изготовленные по голландской
технологии.
К зарубежным препаратам относятся:
WAXOL - из Швейцарии,
SOUDAL — из Бельгии,
DINITROL — из Швеции.
К самостоятельной обработке кузова обычно прибе-
гают те, для кого труд по защите своего «друга» — лич-
ное дело, кто не доверяет его другим. Но немаловажное
значение для многих имеет то, что это обойдется им в
пять раз дешевле, а то и больше. Однако когда деньги
имеются, а времени нет, — есть много фирм, которые
приведут кузов в порядок.Если обработать днище крыльев и кузов в районе ко-
лес только мастикой, то она может прослужить около 2—
3 лет. Под воздействием песка, щебня, соли она раз-
рушается. Поэтому после обработки кузова и крыльев
обязательно надо ставить чашеобразные подкрылки из
стеклопластика или других материалов. Лучшим матери-
алом для подкрылков считается высокополиуретановый
композит. Кроме стойкости к соли и песку он обладает
и ударной вязкостью. Он повторяет конфигурацию крыла
и очень хорошо защищает кузов автомобиля. Некоторые
фирмы выпускают подкрылки вместе с брызговиком, это
очень хорошо, но если вы купили без брызговика, то сде-
лайте его
Тема заблокирована.
12 года 2 нед. назад
Кот
Старшина - мл. вахмистр

Сообщений: 60
Репутация: 5
Меньше Больше
Спасибо получено: 14
- Баллов: 444.00
Автор темы
Не особо удобочитаемо. Будет время - поколдую, постараюсь привести в нормальный вид. И заменю
Пусть так пока висит. Если не напрягает. Может кому поможет))
Управление автомобилем #5
Не особо удобочитаемо. Будет время - поколдую, постараюсь привести в нормальный вид. И заменю
Пусть так пока висит. Если не напрягает. Может кому поможет))
Тема заблокирована.
11 года 6 мес. назад
Vladimir
COM_KUNENA_SAMPLEDATA_RANK5

Сообщений: 554
Репутация: 19
Меньше Больше
Спасибо получено: 354
- Баллов: 18936.00
Управление автомобилем #9
К 11 пункту могу добавить по давление в шинах, если на одной из сторон оно больше, то что-то не так, т.е. скорее всего машина после ДТП и таким образом (перекачкой колес) убирали этот момент.
Спасибо сказали serg12, Виталий Выживальщик
Тема заблокирована.