Туй-фа, тонгва, тон-фа, холодное оружие ударно-разрушительного действия оборот которого запрещен в Азербайджанской Республике.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Так что же такое тонфа? Сельхозинвентарь, оружие, полицейское спецсредство? И то, и другое, и… третье!
Цитата из Википедии:
«Тонфа (туй-фа, тонгва) — традиционное холодное оружие жителей острова Окинава. Его прототипом послужила рукоять для небольшой рисовой мельницы. Часто используется в парном варианте. Тонфа — прообраз современной полицейской дубинки с поперечной рукоятью. Состоит из двух частей: палки, длиной 50−60 сантиметров, и ручки, перпендикулярной основной части».
Вот, в принципе, и всё…
Всё?! А почему же тогда основы техники работы с этой палкой изучают в любой полицейской академии? Во всем мире!
Но любят тонфу не только полицейские. По тонфа-дзюцу выпускается множество книг, справочников, учебных фильмов. Тонфу дарят как предмет интерьера, оригинальный сувенир и ей даже награждают. Но почему же так популярна в мире (особенно среди полицейских) эта короткая палка с поперечной рукояткой?
Небольшие размеры, оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая эффективность в ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в Японии, но и за её рубежами. Неслучайно полицейские дубинки с поперечной рукояткой официально приняты на вооружение полиции США, Канады, России и многих других стран.
А начиналось всё очень и очень мирно.
Тонфа в своём первом, мирном применении — всего лишь рычаг для поворота мельничного жернова. Эти каменные жернова распространены в юго-восточной Азии повсеместно. И, как любая палка, наверняка тонфа применялась в качестве оборонительного оружия. Но именно на Окинаве они начали не только применяться, но и выработалась целая система, школа боя с этими крепкими палками. А всё дело в исторических условиях.
С 1429 года, с момента объединения архипелага Рюкю, главным островом которого и является Окинава, простым жителям было запрещено было носить оружие. Любое. При этом простой народ был обложен дополнительными поборами в пользу королевской казны. Уже тогда в городах, посёлках и деревенских общинах островов архипелага начали создаваться тайные общества самообороны.
В 1606 г. Окинава была оккупирована японцами. Они не стали менять существующее положение дел, но обложили население дополнительными поборами в пользу японской императорской казны и ужесточили наказания за неуплату поборов и неповиновение властям. Именно тогда общества самообороны стали настоящими подпольными организациями со своей структурой, и непрерывным обучением искусству боя пустыми руками и подручными предметами. Изъять весь сельскохозяйственный инвентарь, как явное оружие, оказалось просто невозможно, иначе жители просто вымерли бы с голоду.
Тонфа представляет собой круглую (или четырехгранную) деревянную палку из крепкого дерева. Длина — 50−60 см. На расстоянии одной четверти длины в неё встроена круглая (или овальная) рукоятка длинной примерно 15 см. В руках мастера эта оригинальная палка — эффективнейшее оружие! В исходном положении боец зажимал рукоять в кулак, а палка располагалась длинной частью вдоль предплечья. Деревянный выступ впереди был как бы продолжением кулака, сзади — локтя. Тонфа наносились тычковые и вращательные удары наотмашь, а также блокировались удары мечом или другим оружием.
Учитывая особенности такого боевого «инструмента», бойцу приходилось делать упор на тычковых прямых ударах вперед и локтем, блокировке ударов предплечьями и «добивающими» ударами наотмашь вращением тонфа вокруг рукоятки. В то же время оригинальная конструкция тонфа позволяет неожиданно провернуть палку длинным концом вперед, что увеличивает длину бьющей руки почти на полметра! А если развернуть это оружие «рогаткой» вперед, можно блокировать не только меч, но и отвести в сторону удар копья или рогатины.
В схватке с вооруженным противником тонфа обычно использовалось как парное оружие. Крепкое дерево, из которого изготавливалась тонфа, защищало руку от удара меча при блокировании, а второй палкой наносился завершающий удар.
Но тонфа так и осталась бы экзотическим, практически неизвестным японским оружием, если бы не попалась в руки человеку по имени Лон Андерсон. Именно он, изучив и творчески переработав старые окинавские техники боя с тонфа, разработал современную школу работы с тонфа для… обычных уличных полицейских.
В 1971 году Лон Андерсон изменил тонфа для того, чтобы использовать их в работе полицейского. Андерсон работал над тем, чтобы усовершенствовать снаряжение и вооружение полиции. Техника Лона Адерсона включает в себя различные приёмы для ареста, удержания и контроля, включающие болевые захваты, сбивания с ног, техники типа «пойдём-со-мной», блоки против ударов рукой и ногой (в т.ч. переходящие в захват и технику контроля) и, наконец, несколько травмирующих ударов по болевым точкам, использование которых разрешено лишь в качестве крайнего средства (предполагается, что, если ситуация требует их применения, то та же ситуация уже допускает применение пистолета).
Вот так и началось второе пришествие тонфа. Уже в Америке. Далее — по всему миру.
Классическая окинавская тонфа представляет собой круглую (или четырехгранную) деревянную палку из крепкого дерева. Длина — 50−60 см. На расстоянии одной четверти длины в неё встроена круглая (или овальная) рукоятка длинной примерно 15 см.
Техника Лона Адерсона включает в себя различные приёмы для ареста, удержания и контроля, включающие болевые захваты, сбивания с ног, техники типа «пойдём-со-мной», блоки против ударов рукой и ногой (в т.ч. переходящие в захват и технику контроля) и, наконец, несколько травмирующих ударов по болевым точкам.
В результате тонфа стали едва ли не самой используемой в мире конструкцией полицейской дубинки. Здоровенные дубинки, колотушки — всё это быстро ушло в прошлое. Корпорация «Монаднок» (Monadnock Corporation) из Нью-Гемпшира выпустила первую партию Prosecutor PR-24, более известную как просто тонфа или PR-24, в 1974 году. Вскоре эта «закорючка» завоевала популярность по всем Штатам. Ныне же редкость увидеть патрульного без болтающейся сбоку резиновой тонфа.
Современная тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфа остаётся неизменным с древних времен, вне зависимости от модели и материала, из которого изготовлен предмет. Главное — это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для быстрого вращения, или нет. То есть, годится ли именно эта конкретная тонфа для практического применения в качестве ударно-раздробляющего оружия, или это просто модная игрушка (предмет интерьера).
Конкретная тонфа должна выбираться по антропометрическим данным её пользователя (владельца). Рукоятка дожна быть слегка овальной для устойчивой фиксации оружия вдоль предплечья. Слишком высокая рукоятка затруднит удержание предмета в плоскости, параллельной предплечью, во время вращения и фиксации при ударе или блоке. Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с достаточной скоростью. И в том, и в другом случае тонфа будет задевать за локоть. Длинный конец правильно подобранной тонфа должен несколько выступать за локоть.
Овладеть техникой тонфа-дзюцу непросто. Очень непросто!
И вот почему. Для тонфа-дзютсу характерны два прямо противоположенных действия. С одной стороны, необходимо, чтобы тонфа легко вращалась в руке для увеличения силы удара или блока, с другой — требуется ее жесткая фиксация. При работе весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки. Базовая техника применения основывается на блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения предмета вокруг рукоятки. Это позволяет во много раз увеличить силу воздействия, хотя и создает определенные сложности при разучивании и закреплении навыка. Вне зависимости от того, каким концом, коротким или длинным, выполняется удар, требуется соблюдение соосности (параллельности) расположения тонфы и предплечья.
Что касается конкретно тонфа-дзюцу, то разучивание этой техники начинается не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси рукоятки. На первый взгляд, ничего сложного в этом нет. Но это впечатление обманчиво! Тонфа очень коварна! Мало того, что надо не попасть по своему же локтю, надо успеть вовремя остановить вращение! Иначе очень высок риск получения удара по противоположной руке или вывиха запястья. По своей траектории движение руки должно почти полностью соответствовать движению, выполняемому во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно нападающему, как движение руки по кругу. Но вместе с этим оно затрудняет и придание необходимого вращательного импульса тонфе.
Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при котором удержание производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета. Это открывает новые возможности использования данного оружия и применения вилки, образованной перпендикулярно стоящей рукояткой, для осуществления блоков и болевых удержаний. Коварство подобного перехвата заключается в том, что стоит только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же вылетает из рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных блоков и ударов, применяемых в тонфа-дзюцу.
Далее разучиваются удары и блоки. В оновном они повторяют технику окинавского каратэ, поэтому стойки, удары и блоки в тонфа-дзюцу и каратэ так похожи. Просто ухватив тонфа за рукоять и расположив основание оружия вдоль плеча, можно спокойно усилить предплечье в защите и руку в ударе.
Более сложные удары заключаются в ослаблении хвата рукояти и нанесении круговых маховых ударов дальним от рукояти концом основания тонфа. Эти дугообразные удары успешно можно совмещать с другими, разя направо и налево, вперёд и назад, или же выполняя замысловатые «восьмёрки».
Потом наступает время совмещать удары и блоки тонфа и удары ногами. Далее… Предела совершенствованию нет!
Напугал? А Вы попробуйте! Тонфа — оружие очень практичное! Она позволяет работать против большинства видов холодного и ударно-раздробляющего оружия. Эффективна она и для нейтрализации невооруженного противника. В окинавских трактатах описаны случаи, когда с её помощью успешно защищались от метательного оружия — стрел, ножей, сюрикенов. Однако классической все же считается работа против короткой или длинной палки. Кроме того, техника работы с тонфа практически повторяет движения традиционного японского каратэ и, получив устойчивый навык работы и соответствующую психологическую закалку, Вы сможете эффективно драться даже голыми руками! Даже против нескольких противников!
Андрей пока еще ничего не указал никакой информации